Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики

«Полёт в космос».
Цели мероприятия:

1. Расширить представления школьников о космосе, космонавтике.

2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

3. Развивать логическое мышление, память и внимание.

Оборудование:
космические плакаты, портреты конструкторов и космонавтов.

Ход мероприятия:-Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Ирина Александровна! Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в космическое пространство. Но сначала - хочу задать вам вопрос, какой праздник отмечается 12 апреля?

Ответы детей (12 апреля - День космонавтики)

-Да, 12 апреля - День космонавтики. Этому событию и посвящено наше мероприятие «Полёт в космос».Наша задача заключается в том, чтобы как можно больше узнать об истории космонавтики и применить эти знания в игре.В космическое путешествие отправится отряд юных космонавтов, состоящий из 2 экипажей. Командиром отряда буду - я. Капитаном первого экипажа будет (Ф.И учащегося) и второго (Ф.И учащегося)Но прежде, чем отправиться туда, вы должны получить необходимый багаж знаний.Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы. Какие летающие предметы встречаются в сказках?Ответы детей (ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа Бабы-Яги)-Какие былинные и сказочные герои обладали волшебной силой, которая переносила их с одного места на другое?Ответы детей (Тугарин Змей, Конёк-горбунёк и др)

- Молодцы, но это было в сказках. В природе же никакой волшебной силы нет. Зато есть другая сила - могучая сила притяжения. Люди издавна завидовали птицам. А почему бы и человеку не взять пример с птиц? Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы подняться на них в воздух, но все их попытки кончались неудачей. Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. Это был воздушный шар братьев Монгольфье. В 1783 году человек впервые поднялся в небо. Но полёт полностью зависел от ветра. Это неудобно.Снова задумались люди: «Чтобы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?» И придумали дирижабль. Но и у него были свои недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью.Изобретатели продолжали думать, на чём можно подняться в небо. Придумали самолёт. Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от Земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными. А может ли на самолете добраться до Луны или отправиться на другие планеты? Ответы детей (Нет нельзя, потому что…) Нужен аппарат с особым двигателем.Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? И тут они вспомнили про ракету, которую можно увидеть на праздничных фейерверках.Праздничные ракеты навели на мысль, как построить новый, особый двигатель, с помощью которого можно не только оторваться от Земли, но и подняться высоко над ней, а потом отправиться в космическое путешествие. Ему дали название - реактивный двигатель.Собранная ракета оказалась очень высокой, потому что состоит она из ступеней, которые ставятся друг на друга. Их может быть 2, 3 или 4.

В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива.Такую ракету, с помощью которой корабль, словно по ступенькам, поднимается в космос, предложил создать Константин Эдуардович Циолковский. Он назвал её ракетным поездом.

Первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством академика Сергея Павловича Королёва. Она вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года.

Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?
К. Э. Циолковский, которого называют отцом космонавтики, почти сто лет назад писал в своих книгах, что в состоянии невесомости у человека возможны головокружение, прилив крови к голове и другие серьёзные нарушения в организме. Но Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, могут приспособиться к жизни без тяжести.
Чтобы убедиться в этом, для полёта в космос стали готовить сначала собак.
Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту. Пассажира звали Лайка.
Так убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо? А главное, можно ли работать в космосе?
На все эти вопросы мог ответить только человек, побывавший на орбите.
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он стартовал с космодрома Байконур. Мир был потрясён сообщением о том, что впервые в истории человечества выведен на орбиту вокруг земли космический корабль с человеком на борту. Кто был этим человеком?
Ответы детей (Юрий Алексеевич Гагарин)
Верно, это был гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. (Показываю его портрет.) Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был пионером, значит, первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днём космонавтики.
Корабль «Восток» был первым, очень маленьким космическим домиком. В нём мог жить всего один человек. А как будут чувствовать себя люди, если полетят вдвоём или втроём? Чтобы проверить это, построили корабли «Восход» и «Союз».
Оказалось, что коллективом в космосе жить и работать веселее и интереснее, также как и на Земле. Но для этого нужен более просторный дом. И он был построен. Его назвали орбитальной станцией «Салют».
Дом этот особенный. В нём есть комнаты: прихожая, гостиная, спальня, кухня и другие помещения. Они изолированы друг от друга дверьми-люками.
Чтобы долго жить и работать в космосе, космонавтам нужны запасы пищи, воды, воздуха, различные материалы.
На Земле пообедать просто. А в космосе? Там сразу проявит себя невесомость. Налитый в тарелку суп тот час соберётся в комок, который не удержится в тарелке и поплывет по кабине. Если же его коснуться ложкой, он распадётся на части, а ложке ничего не останется. Вот почему все продукты, которыми питаются космонавты, упаковывают в пакеты или заливают в тубы. Туба-это подобие тюбика, в котором хранится зубная паста.
Поднёс тубу ко рту, надавил её - и кушай на здоровье.
А какой хлеб! Буханочки крошечные, точно ириски. Они хранятся в двойном целлофановом пакетике и очень долго не черствеют.
Космонавт - редкая профессия. В космонавты берут только старательных людей, которые не ленятся и много занимаются.
Внимание экипажи - приготовиться к полету! (Дети повторяют действия за учителем) Встать, надеть шлемы, сесть, пристегнуть ремни, завести моторы! 10, 9,8,7.6,5, 4, 3, 2, 1 - пуск!
(Фрагмент видеозаписи полета первого космонавта СССР - Ю.А. Гагарина) - Летим в космос!
Что вы видите? - Луну! Сейчас мы подлетаем к ней поближе! (запись звуков азбуки Морзе) Но что это? На борт нашего корабля, поступила какая - то странная телеграмма.
Текст телеграммы:
Да это вопросы, на которые мы должны дать ответ!
Я буду задавать вопросы по одному каждой из команд. За правильные ответы вы получите звезду. Вопросы:
1. Можно ли назвать Гагарина пионером? Почему?
2. Когда он полетел в космос?
3. Сколько времени он был в полете?
4. Кто еще до человека побывал в космосе?
5. Как назывался космодром, с которого стартовал Гагарин?
6. Кого называют отцом космонавтики?
7. Кто первым создал многоступенчатую ракету?
8. Зачем нужны скафандры?
9. Можно ли принять ванну на орбите?
10.Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?
Летим, красота! Кругом звезды, планеты.
А какие планеты вращаются вокруг солнца? Предлагаю вам сыграть в игру!
Игра в мяч
«Раз, два, три - планету назови!» Кто поймает мяч тот бежит к доске и в пустых клеточках пишет планету, для того чтобы игра прошла плодотворно, и каждой команде принесла звезды, предлагаю несколько секунд внимательно посмотреть на кроссворд и определится с количеством букв в названии планеты. Если игрок, который поймал мяч, не знает планету, то ход переходит к следующей команде.
Кроссворд: Марс, Уран, Земля, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун, Венера, Меркурий
- Мы так устали, что пришло время отдохнуть! Предлагаю вам собрать космическую мозаику! А капитаны экипажей доложат, какая команда выполнила задание первой.
(Каждому ребёнку предлагается собрать мозаику)
Наш полет подошел к концу! Подведем итоги соревнования экипажей. Ребята, вы очень хорошо поработали, и я хочу вам сделать подарок - мозаику!
Рефлексия: если вам сегодня понравилось лететь в космос - красная звездочка, не поправилось - синяя.
(На столике, возле выхода, стоит макет ракеты, а рядом лежат звёзды)

 

Рекламные статьи