Разработка классного часа "Моя родословная"

 

Тема: Моя родословная.

Автор: Афанасьева Елена Игоревна

Цель: познакомить с историей возникновения фамилий, объяснить их происхождение, дать элементарные сведения о родословной человека, научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что каждый человек является частью семьи, а семья – это часть общества; развивать творческие способности.

Оборудование:4 листочка бумаги на каждого ученика, ручка, фотографии членов семьи, скотч или клей, бумага – А3.

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Только свяжи».(упражнение в установлении связи между вещами, которые не кажутся родственными).

Раздать детям по 4 листочка бумаги и предложить написать по одному слову на каждом листочке, соответствующее данной категории.

№1.- предмет живой природы.

№2. - предмет неживой природы.

№3.– явление природы.

№4. – вещь, созданная руками человека.

Для написания можно использовать любые слова, но только на данную категорию. Слово пишется на одной стороне листка, на другой стороне указывается номер категории. Листочки с написанными словами кладут перед собой на столе словами вниз. Выбираются двое участников, которые в произвольном порядке должны открыть свои слова, обозначающие предмет живой природы. Им даётся 10 секунд для установления хотя бы одной связи между этими предметами, (если детям не удаётся это сделать, то любой другой ученик может помочь им).

Затем каждый из этих двоих учеников выбирают ещё по одному, которые также открывают свои карточки в этой или другой категории. Они также должны найти то, что может связать два предмета ( в данном случае целью является не столько нахождение оптимального решения, сколько развитие творческих способностей).

- Среди предметов, несовместимых на первый взгляд мы смогли найти возможные связи, как вы думаете почему?

(потому что все эти предметы являются частичками одного мира – мира природы).

А можете ли вы ответить, частичками какого целого являетесь вы? (частичкой своей семьи)

Чтение стихотворения «Моя родня» Курманалин.

Нам он дядя, мамин брат,

Он побаловать нас рад!

Мы – племянники ему,

Ласковому, доброму.

Жезде – значит тётин муж.

Строг, но справедлив к тому ж.

Ну, а мамина сестра ,

К нам, как мать, добра, щедра.

Двоюродную сестрёнку

Как родную я люблю.

С нею вместе мы с пелёнок,

Её в обиду не даю.

Жена брата – женеше,

А её отец - вообще

Уважаем всей семьёй

Нашей дружною роднёй!

Там, где все в согласии живут

И достаток и уют!

3. Постановка цели. Сегодня мы поговорим о родне, о ваших семьях.

4. Введение понятия «семья». Происхождение фамилий.

Слово «СЕМЬЯ» пришло к нам из латыни. На латинском языке оно произносится как «ФАМИЛИЯ». Да, вы не ослышались.

Сегодня «ФАМИЛИЕЙ» называются официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.

Откуда же взялись фамилии?

Большинство фамилий произошли от отчеств или имён старейшин рода. Есть фамилии, которые произошли от профессий. Например: работал человек на мельнице, среди своих односельчан он прослыл мельником. Проходят годы, а потомки этого человека получают фамилию Мельниковы, которая уже передаётся по наследству. Это очень распространенная фамилия: в Германии - это Мюллеры, в Англии – Миллеры, а во Франции – Менье.

Фамилии образовывались от различных признаков наружности или черт характера – Черноголов, Ташбулатов, Соловей, Абзалов.

Животные, которые окружали человека в его повседневной жизни часто были производными фамилий – Зайцевы, Гусевы, Елтаевы.

А знаете ли вы, что означают ваши фамилии и как они появились? (ответы детей)

5. Введение понятия «родословная», составление генеалогической таблицы. Каждый человек имеет свою фамилию, которая указывает, членом какой семьи он является. И каждый человек имеет свою родословную.

Генеалогия в переводе с греческого означает «родословная». В прошлом происхождение играло огромную роль и определяла положение человека в обществе, степень его прав и свобод.

Генеалогия преследовала и практические цели: сна была необходима для решения вопросов о наследстве, различных родственных целей.

Графическое изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеалогическое дерево, или древо жизни. В нём соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода.

И мы с вами попробуем сегодня составить генеалогическую таблицу вашей семьи. (Дети используют подготовленные заранее фотографии и составляют генеалогическую схему или таблицу)

6. Подведение итогов.
статья взята с сайта http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-10544
 

Рекламные статьи