Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Урок физики. 7 класс "Давление. Единицы давления
Давление. Единицы давления

Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся

значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе,

быту, технике.

Задачи:

1. Обучающие:

· Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.

· В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.

2. Развивающие:

· Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.

· Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.

3. Воспитательные:

· Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.

· Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).

Ход урока:

1. Приветствие.

2. Ребята мы начинаем изучение нового раздела физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Этот большой раздел вы будете изучать на протяжении нескольких уроков.

А сегодня цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.

Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления». Слайд №1.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова: Слайд №2.

Человек раздвоен снизу, а не сверху, -

для того, что две опоры надежнее одной.

Эти слова сказал писатель – сатирик Козьма Прутков.

К концу урока вы сможете объяснить смысл этого высказывания.

3. Работа с классом (фронтальный эксперимент):

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. Поэтому, что бы получить знание о давлении проведем эксперимент, после которого вы должны ответить на вопрос: от каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №3.

Эксперимент:

1. Поставьте дощечку с гвоздиками, шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько погрузились гвозди в песок.

2. На дощечку поставьте гирю и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.

3. Сделаем вывод: если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.

4. Уберите гирю и дощечку. Пригладьте песок. Поставьте дощечку шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько опустились гвозди в песок.

5. Переверните дощечку острием гвоздей вниз и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.

Сделаем вывод: глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте. Чем больше площадь опоры, тем погружение меньше.

От каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №4.

4. Изучение нового материала:

Сегодня мы вводим новую величину, которая характеризует действие одного тела на другое с учетом зависимости этого действия от силы и от площади поверхности.

В физике такая величина называется давление.

Слайд №5.

Из словаря Даля: Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, обременять тяжестью, жать силою».

Давайте введем определение давления. Слайд №6.

Вводится определение давления: давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Ребята сделайте в тетрадях запись: давление = сила / площадь

Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила. Слайд №7.

Тогда формула примет вид: Р = F / S.

Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и площадь?

Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.

Слайд №8.

Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).

Слайд №9.

В честь французского ученого Блеза Паскаля, сделавшего ряд важных открытий в области давления газов и жидкостей, она называется паскалем (Па).

1 Па = 1 Н/ м ².

Слайд №10.

Ребята вы знаете, что система СИ применяется для решения задач, поэтому при решении задач мы должны давление выражать в Па. Но ведь могут встретиться другие единицы измерения, например кПа, как перевести кПа в Па?

Единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа

А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу, прав ли в своих высказываниях Козьма Прутков?

5. Применение полученных знаний:

А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах: Слайд №11.

Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

Загадка: Слайд №12.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи).

Почему лыжи не проваливаются в снег?

(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).

6. Закрепление полученных знаний: Слайд №13.

Решение задач.

Вывод: У кого давление больше у коровы или у фигуристки? Почему, неужели корова грациознее фигуристки? От чего зависит давление?

Эти знания пригодятся в профессиях. Слайд №14.

7. Домашнее задание: пр. 33. На слайде представлены некоторые профессии. Люди этих профессий используют в своей работе знания о давлении. Ваша задача, подумать и написать, зачем людям этих профессий нужны знания о давлении?

 

Рекламные статьи