Школьная олимпиада по литературе 9 класс.1 вариант
Школьная олимпиада по литературе 9 класс.1 вариант

9 класс Школьная ОЛИМПИАДА по ЛИТЕРАТУРЕ

 

1 вариант

 

1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (про­ставьте цифры в каждой колонке).

 

Произведение

Жанр

Автор

Снегирь

 

 

Путешествие Гулливера

 

 

Микромегас

 

 

Слуга двух господ

 

 

Племянник Рамо

 

 

Сентиментальное путешествие

 

 

Выбранные места из переписки с друзьями

 

 

Фауст

 

 

Житейские воззрения кота Мурра

 

 

Подражания Корану

-

 

Жанр: 1. Просветительский сатирический роман. 2. Ли­тературная стилизация. 3. Стихотворная эпитафия. 4. Ро­ман-мистификация о жизни придворного музыканта. 5. Фи­лософская повесть. 6. Трагедия. 7. Публицистика в эписто­лярной форме. 8. Сентименталистский роман. 9. Комедия. 10. Просветительский интеллектуальный роман.

 

Автор: 1. М. Ф. А. Вольтер. 2. И. В. Гёте. З.Д.Свифт. 4. А. С. Пушкин. 5. Г. Р. Державин. 6. К. Гольдони. 7. Д. Дид­ро. 8. Э. Т. А. Гофман. 9. Л. Стерн. 10. Н. В. Гоголь.

 

2. Кто она? Вот несколько ее поступков:

1)     совершает над царем глазную операцию, удаляя бель-мы и возвращая ему подлинное зрение;

2)     использует младенца как источник информации;

3) благодаря ей распространяются стихи от Белых вод до Черных.

Поясните ее поступки и назовите произведения, где она обитает в связи сданными примерами.

 

3.       Кто изображен в этом описании?

Выходец из богатой дворянской семьи, получил уро­ки гуманизма уже в детстве (крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщи­ны от расправы); окончив Пажеский корпус, он про­должил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальни­ка таможни, в итоге был арестован как государствен­ный преступник за издание в собственной типогра­фии своей «возмутительной» книги; сестра его по­койной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство ге­роя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна», а через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности, сделал с собой то же самое (яд, кин­жал), считая героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном.

4.Почему в одной из эпистол русский поэт-классицист XVIII века А. П. Су­мароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену сме­хом»? Свой ответ обоснуйте.

5.Назовите автора и первую строку пародируемого текста. Свой ответ обоснуйте.

Как лист! Ничтожество в сравненьи

С тобою рота вся твоя.

Но что же третье отделенье?

И что перед тобою я?

Ничто, но я иду в знаменах, И нет волненья в батальонах,

И нет во фронте пестроты! Моя нога верна быть чает, В строю никто не рассуждает! Я здесь, конечно, здесь и ты.

 

6. Дайте анализ стихотворения Михаила Кульчицкого (1919-1943), доб­ровольцем ушедшего на фронт и погибшего под Сталинградом. В чем связь со стихами М. Ю. Лермонтова?

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: «лейтенант» звучит «налейте нам», и, зная топографию, он топает по гравию.

 

Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда,

черна от пота,

вверх

скользит по пахоте пехота. Марш!

И глина в чавкающем топоте до мозга костей промерзших ног наворачивается на чеботы весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

с ежедневными Бородино.

26 декабря 1942

 

7. Напишите литературоведческую статью «Поэма». Не забудьте приве­сти примеры.