Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Урок литературы 5 класс. В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады.
Урок литературы 5 класс. В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады.

Урок литературы 5 класс. В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады.  

Цели урока: познакомить учащихся с началом жизненного и творческого пу-ти В.А. Жуковского, переводными балладами.
План урока.
1. Слово о поэте.
2. Чтение и комментирование баллад Жуковского.

Словарная работа: баллада, напряженный, драматический, фантастиче-ский; устаревшая лексика из текста баллад.

Оборудование: портрет В.А. Жуковского, групповой портрет художника Чернецова с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича, Крылова, пре-зентация, текст баллад «Лесной царь» и «Кубок» фонохрестоматия, эпиграф: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (А.С. Пушкин)

Ход урока.

1. Слово учителя
2. Баллады В.А. Жуковского.

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Их он заимствует преиму-щественно у немецких романтиков Гёте и Шиллера. Так, баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гёте, а «Кубок» - баллады Шиллера «Водолаз».
Спустя почти сто лет М. Цветаева так писала о переводе Жуковским баллады Гёте «Лесной царь»: «Вещи равно великие. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие дав-ности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.

АНАЛИЗ БАЛЛАДЫ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
1. Прослушивание баллады.
2. Беседа по вопросам:
- Если читать балладу по ролям, то, сколько человек понадобится?
- Кто герои баллады?
- Какое трагическое событие положено в основу сюжета?
- Каким представляется мальчику Лесной царь?
- Видит ли Лесного царя отец? Почему видение является только сыну?
- Почему баллада называется именем Лесного царя?
- Что погубило мальчика?
3. Выразительное чтение баллады.
АНАЛИЗ БАЛЛАДЫ «КУБОК»
План «Основные события баллады»
1. Царь вызывает на испытание своих подданных.
2. Никто не хочет идти на верную гибель.
3. Молодой паж вызывается исполнить волю царя и бросается в грозную морскую пучину.
4. Тревожное ожидание.
5. Юноша возвращается победителем и рассказывает о чудесах подводно-го царства.
6. Царь дает юноше новое испытание.
7. Паж испытывает судьбу второй раз и гибнет в морской бездне.
Комментированное чтение баллады «Кубок»
Обозначим номера строф, чтение по плану.
На что обратить внимание:
15 строфа: «кубок со струей винограда» т.е. с виноградным вином.
20 строфа: «клуб» - клубок, «млат водяной» - рыба-молот.
Подвижность ударения, инверсия, особенности грамматики, которые дикту-ются ритмом и рифмой.
1 строфа: «В ту бездну прыгнет с вершины?»
6 строфа: «дымящимся пена столбом» инверсия.
19 строфа: Как двигались в ней безобразные груды, Морской глубины неска-занные чуды».
«И грянул поток оглушительным ревом, Извергнутые бездны зияющим зе-вом» [,э]
Зев – пасть.
21 строфа: немова (немого).
23 строфа: морскова (морского)
Беседа по вопросам из учебника.
Дополнительные вопросы:
- Какие черты, характерные для жанра баллады, вы заметили в «Кубке»?
- Найдите примеры звукописи. Какие слова передают шипение и рев моря?
- Найдите в тексте баллады устаревшие слова и выражения, книжную лекси-ку. Какова их роль?
- Как автор оценивает поступок пажа?
- Как оцениваете этот поступок вы?

Домашнее задание: наизусть балладу «Лесной царь», определение «баллада»; ИЗ - прочитать 1 балладу Жуковского по выбору (из сборника)
 

Рекламные статьи