Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Исповедальная лирика Некрасова Урок
Исповедальная лирика Некрасова Урок

    Урок по русской литературе в 10 классе.

 

Тема: Исповедальная лирика Н. А. Некрасова.

 

Цели: общая – дать понятие, что такое поэтическая исповедь.

 частные – ответить на вопросы:

1)В чём исповедуется поэт Некрасов в своих стихах?

2)Каков лейтмотив «Последних песен» (1877 г.) Некрасова?

3)В чём особенности исповедальной поэтики?

 

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

 

   Ход урока:

  

  I. Вызов интереса.

 

  Вступительное слово учителя, сопровождаемое показом слайдов через мультимедийный экран:

 - Однажды знаменитому русскому художнику И. А. Крамскому (1837-1887г.) был заказан портрет самим Третьяковым, основателем всем известной галереи.

 Крамской волновался. Ему предстояло написать портрет поэта, который был кумиром всего его поколения. Но сложность состояла в том, что Николай Алексеевич Некрасов был смертельно болен. Но разве можно было, как считал Крамской, показать потомкам слабость и немощность в облике знаменитого поэта? В ходе работы Крамской заметил, что болезнь отступала перед силой духа: Некрасов, одетый в сюртук, со скрещенными руками во взгляде – скорбная задумчивость и непреходящая грусть.

 Некрасов продолжал писать. Знаменитые строки его стихотворения «Баюшки-баю» воодушевляли художника: «Где ты, о муза! Пой как и прежде!» Крамской возвращается к своему первоначальному замыслу – теперь это другая картина: Некрасов в постели, но не лежит неподвижно, а полусидит, прислонившись к подушкам. В одной руке – лист бумаги, в другой – карандаш. Поэт сочиняет, муза не покидает его.

  

 ( Презентация «Некрасов в картинах Крамского»)  

 

 II. Осмысление.

 

1. Проблемная беседа с учащимся о сути поэтической исповеди.

 - Чтение учителем стихотворения «Музе» (1876 г.)

 О, Муза! Наша песня спета.

 Приди, закрой глаза поэта

  На вечный сон небытия,

 Сестра народа и моя!

Вопрос: Какую родственную связь можно обнаружить в стихотворении?

 (Поэт, его сестра – муза, их брат – народ).

Вопрос: Являются ли эти слова ключевыми для поэзии Некрасова? (Да)

 

 - К сожалению, поэт осознаёт, что их песня спета. И вся поэзия последних лет звучит как поэтическая исповедь. Его последний сборник стихов так и называется «Последние песни» (1877 г.).

Вопрос: Что вы понимаете под словом исповедь?

 

 

 откровение исповедь признание в грехах

 

 

 


 рассказ о себе  вера, покаяние

 

Вопросы: Кому может исповедоваться человек? (Священнику, другу, близкому человеку, самому себе).

 А в чём можно исповедоваться? (в своих грехах, поступках, преступлении).

 - Ю. Айхенвальд назвал Н. А. Некрасова «поэтом покаяния».

 Поэтому сегодня мы рассмотрим стихотворения из его «Последних песен», когда умирающий Некрасов, желая излить свою душу, пытается разобраться с теми обстоятельствами, с какими ему пришлось столкнуться.

 - В чём исповедуется нам поэт; в чём сущность и художественные особенности его поэтики; каков лейтмотив его «Последних песен»? – на эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня ответить.

  ( Презентация « Тема урока Некрасов»

 

2. Выступление творческой группы учащихся, подготовивших построчный анализ стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час» с целью исследования исповедальной поэтики Некрасова (презентация на мультимедийном экране).

 Рефлексия:

 - В чём же видит свою греховность поэт?

  (В неосуществимых мечтах, в неготовности его к трудной борьбе, в невозможности осуществления благих порывов).

 (Презентация «Построчный анализ стих-я Некрасова «Рыцарь на час»

 

3.Гимнастика для лентяя. 

  

 Ученикам предлагается отдохнуть перед важным этапом урока. Не вставая с места: вытянуть ножки, затем ручки, затем сделать вдох и выдох. Произнести звуки А-О-У-Ы-И на одном дыхании, затем сделать глубокий выдох.

 

 III. Размышление:

 

 (Учащиеся разбиваются на 4 группы)

  Для анализа особенностей исповедальной поэтики Некрасова учащимся предлагается стихотворение из сборника «Последние песни» - «Скоро стану добычею тленья» (1876 г.). Чтение стихотворения учителем.

 Учащиеся осуществляют комплексный анализ стихотворения, разбившись предварительно на 4 группы:

 1-ая группа – исследует композиционную структуру стихотворения через синтаксическое построение предложений.

 2-ая группа – определяет музыкальность стиха (ритм, размер, рифмовка), определяя позицию автора в стихотворении.

 3-ая группа – звукозапись стиха, какова её роль в стихотворении?

 4-ая группа – находит все средства выразительности (языковые, изобразительные, синтаксические, стилистические).

 - Внимательно вчитайтесь в текст

 - Выделите ключевые слова в каждой строфе

 - Условно разделите стихотворение на композиционные части. Назовите их.

 - Определите основную мысль каждой строфы и общий тон стихотворения, его лейтмотив

   

Ключевые слова.

 1-ая строфа – добыча тленья, не вызывающая сожаленья.

 2-ая строфа – чуждый народу и дворянскому роду.

  3-ая строфа – всё порвалось.

 4-ая строфа – жертвы злобы, измен.

 

 3 композиционные части:

 I ч. - I строфа – чувства и размышления лирического героя перед 

  наступлением смерти.

 II ч. – II, III строфа – исповедь поэта о судьбах людей, павших в 

 борьбе, и их отношение к нему.

 Рефлексия:

  Каждая группа, обсудив предложенные задания, оглашает полученные результаты в классе, выдвинув спикера группы.

 Выводы:

 - Каковы особенности исповедальной поэтики Некрасова? Каков он лирический герой – исповедующийся?

 Лирический герой. Его своеобразие определяется позицией автора, выраженной в форме элегической грусти, создающей ведущий лейтмотив произведения.

 «Покаяние» - через признание своего «одиночества».

 - Кому исповедуется поэт? (Нам, потомкам).

 - Можно ли оправдать поэта? (Да, если черпать известные факты его биографии). (стр. 19 – Выставка в школе).

 - Прав ли поэт, обвиняющий себя в грехах?

 

  матери   Исповедь Родине

 народу   друзьям

 потомкам 

 

 IV. Работа над цитатой.

  

П. М. Ковалевский, современник Некрасова, писал: «Притворялся Некрасов не в жизни, притворялся он гораздо хуже: в искусстве, в деле, на которое природа благословила его особым даром... Никуда не годные сатиры писал он смело. А лучшие лирические вещи украдкой, вроде того, как ученики сочиняют стихи под классной доской».

 - Согласны ли вы с утверждением П. М. Ковалевского?

 - Какой Некрасов дорог вам?

«Притворяющийся», как пишет Ковалевский, или «исповедующийся?»

  

 V. Мини – сочинение «Какой Некрасов дорог мне? »

 

 Д/З: дописать сочинение

 

 

Рекламные статьи