Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Урок по теме ”Посиделки”. (Завершающий урок по разделу ”Устное народное творчест

  Урок по теме ”Посиделки”.

(Завершающий урок по разделу ”Устное народное творчество” в 6 классе.)

  Урок по теме ”Посиделки”.

(Завершающий урок по разделу ”Устное народное творчество” в 6 классе.)


ЦЕЛИ:

 

- ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа;

- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

- воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.


Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, элементы национального костюма, предметы -оборудование для игры.

Эпиграф к уроку: ”Кончил дело - гуляй смело.”

 

Ход урока-игры.

I.Звучит отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина .

 

Три девицы под окном
Кабы я была царица -,
Пряли поздно вечерком
Говорит одна девица
- Я б для батюшки царя
Родила б богатыря.
- Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
- Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица:
- То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир ...

Учитель. Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки. Вечерки - это небольшие посиделки, на которые собирались парни и девушки, играли в различные игры, пели песни, занимались рукоделием. . Для посиделок снимали специальную избу. Русская изба - это загадочный, сказочный мир, с нашей точки зрения; давайте зайдем в избу и представим, как она устроена.

ЗАДАНИЕ

(Раздаются карточки с названиями предметов домашнего обихода). Обустройте избу, подготовьте ее для посиделок.

СТОЛ, СКАМЬЯ, ЛАВКА, ПЕЧЬ, ЛУЧИНА, РУНДУК, ЕНДОВА, СТУПА, ВЕРЕТЕНО, СВЕТЕЦ,..

II.Учитель. Красна изба углами, а хозяйка пирогами. А чтобы приготовить пироги должна быть хорошая хозяюшка.

Учитель. Девочек, девушек с измальства приучали к домашнему хозяйству. Сами они пряли, ткали, вышивали себе одежду. Русский национальный костюм - это народные сокровища (рассказ о русском национальном костюме с показом элементов костюма.

ЗАДАНИЕ

Предлагаем вам проявить сноровку и, подумав, ответить. Почему в народе так говорят: ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ, РАСПОЯСАТЬСЯ? Что обозначают эти слова? Где и в какой ситуации мы можем употребить их сейчас?

Учитель. С детских лет ребят приучали к домашнему хозяйству. Когда ребенок был совсем маленьким, то всегда находили время, чтобы с ним позаниматься, даже в устном народном творчестве сложился самостоятельный раздел "Детский фольклор": ПЕСТУШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ДРАЗНИЛКИ, и многое другое, что развивало ребенка, придавало гибкость его ума, рукам, ногам, делало его сильным, умным, сноровистым.

Какие пестушки, скороговорки и дразнилки вы знаете?

(Конкурс на знание пестушек ,скороговорок, дразнилок.)

 

III.Учитель.В игры играли не только дети, но и взрослые - это же посиделки, время, когда можно отвлечься от всех трудных забот, ощутить радость жизни.

ЗАДАНИЕ

Игра “Русская баня” - раскладываются принадлежности необходимые для игры: веник, рукавицы, шапка; играющие становятся рядом со своими предметами и по команде, должны надеть на себя шапку и рукавицы (при этом, чтобы выглядеть аккуратно) и, приговаривая,: "Ах, как хорошо", огревая себя веником, изобразить процесс парения.

IV.Учитель. Ну, а какие посиделки без частушек?! Частушки - это мастерство импровизации, умение показать себя, все, что ты можешь сам без чьей-либо помощи. Точным метким словечком ответить на предложенную тему, не дать обойти тебя, продемонстрировать свое мастерство, смекалку, находчивость, музыкальность, юмор. Частушка - это не только слово, но и умение двигаться, частушку необходимо оттанцевать.

ЗАДАНИЕ

КОНКУРС ЧАСТУШЕЧНИКОВ. Конкурс можно проводить, поставив группу ребят друг перед другом. Стоя так, они должны пропеть те частушки, которые они знают, и так до тех пор, пока кто-то не исполнит последнюю.

V.Учитель.Русские посиделки - это вечера, когда уже закончены все полевые работы, поэтому неплохо бы сейчас вспомнить, какие существуют приметы, связанные с урожаем, предсказаниями погоды.

Например: "Пока лист на вишне не опал - снегу не удержаться".

ЗАДАНИЕ

Назвать как можно больше примет, связанных с природой.


 VI. Раздаточный материал. Карточки первой команде.

Карточка№1

Отгадайте загадку.

Видел я , в овине спят

Много беленьких ягнят

А когда настал рассвет,

Посмотрел-ягняток нет.

 (Звезды.)

 

Карточка№2

Отгадайте загадку.

Бежала лиска у леса близко: ни стежки, ни дорожки, только золотые рожки.

 

(Молния.)

  

 

Карточка№3

Без крыльев – летает, без горя – слезы проливает.

(Туча.)

 

Карточки второй команде.

 

Карточка№4

Эта птичка не кричит,

Нет на ней ни пуха, ни пера.

Птица обладает даром речи,

Если голова ее остра.

(Карандаш.)

 

 

Карточка№5.

Вечером цветут, утром вянут,

Днем спят, ночью пробуждаются.

(Звезды.)

 

Карточка№6

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен,

Все тело из зерен.

(Початок кукурузы.)

 

VII. Отгадайте ребус.

 

 

1,2НЬ 1,2  1,2  1 14 НЕ  ДО 1,2  ,

Ответ. : Лень до добра не доведет.

 

VIII . Викторина.

 

 Отгадайте загадки.

 

1.Летела стрела, упала в лебеду, ищу – не найду.

2.Белая кошка лезет в окошко.

3.Не зверь, не птица, а нос, как спица.

4.Один человек на двух лошадях едет.

5.Стоит Егорка, красная головка, кто нейдет, всяк поклон отдает.

6.Ратет она вниз головой, не летом растет, а зимой. На солнце ее припечет- заплачет она и умрет.

7.По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

8.Мала, а никому не мила.

9.Бегут псы, позадрав носы.

10.Рук нет - рисует, зубов нет – кусает.

 

 

Ответы:1.Молния 2.Свет 3.Комар 4.Лыжник 5.Ягодка 6.Сосулька 7.Баран 8.Мышь 9.Лыжи 10.Мороз.

 

 XI. Тест.


XII.Отгадайте кроссворд.

  

 XIII. Подведение итогов. Награждение победившей команды.

 

 Использованные ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/2004-2005/index.php?subject=9.

2. Л.Алиева, Т.Торкунова Айрисс –пресс, 2004г. Компания Магномедиа 2005г.  CD-ROM. 

3. Русское народное поэтическое творчество. Под редакцией Н.И.Кравцова., М.,1971.

 

Рекламные статьи