Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Урок Тема: «Искусство быть другим».
   Тема: «Искусство быть другим». 

   Тема: «Искусство быть другим». 

 

 

   Нам не дано предугадать,

 Как слово наше отзовется,-

   И нам сочувствие дается,

  Как нам дается благодать...

  

 Ф.И.Тютчев.  Цели:

общие: объяснить, от чего зависит способность

понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям;

 частные: а) дар общения - что это по-вашему?

б) способны ли вы к сочувствию? 

в) можно ли научиться сочувствию?

 

Структура урока:

1. Фаза: «Вызов интереса».

2. Фаза: «Осмысление через погружение в текст».

3. Фаза: «Размышление. Вывод».

 

 Оборудование урока:

рассказ Е.Ауэрбаха «Я поздно понял», репродукция с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (ЭУИ «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»), музыка Шуберта «Авe, Maria!», отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей».

 

 

 

 Ход урока:

 

 

 

 Работа со словарем.

 

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.

 

 

 

 

1. Фаза урока: «Вызов интереса».

 

 1. Вступительное слово учителя, сопровождаемое музыкой Шуберта «Аве, Мария» и репродукцией с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

 Добрый день, ребята! Тема нашего урока – «Искусство быть другим».

И я надеюсь, что наш урок будет для вас полезным и интересным. Мы узнаем, от чего зависит способность понимания людей, как можно научиться любить людей, поговорим о взаимопонимании, сочувствии, сострадании, поговорим о самом близком и дорогом нам человеке – матери.

 

 2. Чтение учителем или подготовленным учеником отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. ХV11)

 

 …А где же Соня?  

 Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.

 Вбежав в Сонину комнату и не найдя там своей подруги, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был вместо печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

 - Соня! что ты?.. Что, что с тобой? У-у-у…

 И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала.

 

 

 

 - О ком из героев можно сказать, что у него дар общения? Почему?

 - Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом эмпатия.

 Вот об эмпатии и пойдет сегодня речь. Мы должны знать, понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию.

 

 

 3. А способны ли вы сочувствовать? Давайте проверим. Для начала тест – задача про карлика.

 

 Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го 

этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (Ребята выдвигают свои версии.)

 

 Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.

 У А.С.Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него. (Учитель читает стихотворение.)

 

 Но не хочу, о други, умирать;

 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

 И ведаю, мне будут наслажденья

 Меж горестей, забот и треволненья:

  Порой опять гармонией упьюсь,

 Над вымыслом слезами обольюсь,

 И может быть - на мой закат печальный

 Блеснет любовь улыбкою печальной.

 

 Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучаться , испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек и это заставляет нас делать то, на что способен человек,- лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни!)

 

 - Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.

 

 Правило 1-ое: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

 

 Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, то есть вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь.

 

 Правило 2-ое: в каждом человеке умейте видеть его достоинства. Любите людей.

 

 Один из великих шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, то есть и как в человека. Последнее, конечно, труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

 

 Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом.)

 

 «Давайте говорить друг другу комплименты»,- сказал Булат Окуджава. А какие формы благодарности или извинения вы знаете?

 

 Ну, а теперь способ, предложенный В. Леви: попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста, поживите чуть–чуть в роли Доброго Ангела, но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарностей, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Сравните пережитое состояние с вашим обычным, и вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом.

  В лучах любви исчезнет мрачный холод,

 Пусть радость царствует в сердцах

 И тех, кто стар, и тех, кто молод.

 

 

  2фаза «Осмысление через погружение в текст».

 

 Сегодня на уроке мы поговорим о том, что дается человеку труднее всего – сочувствие близким людям. Как это ни странно, но почему-то мы чаще лучше понимаем чужих людей, чем родных.

 Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать ее. Наша задача – научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто мы не знаем о матери главного, не замечаем настоящего лица.

 Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

 

 - А теперь послушайте рассказ Е.Ауэрбаха «Я поздно понял…».

 

 -Давайте поговорим о герое этого рассказа.

 -В какой обстановке он рос?

 -Как воспитывала его мама? (В уважении, в согласии, в понимании, в любви.)

 -Каким представляла сына в будущем мама? («… что у меня будет сильный характер и что я буду писателем».)

 -Почему же все изменилось? Что стало тому виной? («Мне было 16 лет. Я стал вести самостоятельную жизнь».)

 -К чему все это привело? (Умерла мать.)

 -Почему рассказ называется «Я поздно понял…»? (…вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, - это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться.)

 К такому важному выводу на основании горького опыта пришел этот юноша.

 -Почему же такое произошло? Чего не хватало герою рассказа? (сострадания, доброты, сочувствия)

 -Как вы думаете, можно ли быть уверенным в том, что в его жизни не будет больше срывов?

 

 

 

 3 фаза « Размышление. Вывод».

 

 -Ребята, с чем ассоциируется у вас слово «мама».

 

 

 доброта любовь

 нежность счастье

 радость улыбка

 спокойствие  мама  опора

 мудрость беспокойство

 поддержка  теплота

 

 

 

 Независимо ни от чего тебя любит и понимает мама. Мама – это твой друг, твой помощник, защитник. Ближе мамы никого нет. Ты любишь свою маму, но сделай так, чтобы она могла это почувствовать. Ведь мы так часто обижаем своих матерей то взглядом, то словом. А мама все молчит, всё терпит. Прикоснись ласково к маме, загляни ей в глаза, улыбнись. Тебя должно касаться всё, что связано с ней: её настроение, её дела на работе, самочувствие. Будь и ты помощником и другом. Дари маме свою нежность, доброту, понимание и любовь к ней.

 

 -Я хочу прочитать отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», которая звучит призывом: беречь самого дорогого человека, которая дала нам жизнь, беречь, пока не поздно.

 

 Замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев писал:

 Нам не дано предугадать,

 Как наше слово отзовется,-

 И нам сочувствие даётся,

 Как нам даётся благодать.

 И если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, хорошо относились к вам, учитесь и сами сочувствию и состраданию.

 

 Д.з.: подобрать пословицы и поговорки о маме.  
 

Рекламные статьи