Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

«Мать – высокая звезда» По поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей».

«Мать – высокая звезда»

 По поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей».

 

«Мать – высокая звезда»

 По поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей».

 

Цели:

 общие: подвести учащихся к пониманию, что мать – самое дорогое в

 жизни человека и относиться к ней надо бережно

 частные: ответить на вопросы:

 Что для вас означает  слово «мама»?

 Всегда ли я берегу свою маму?

 

Оборудование урока: текст поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», запись песни Р.Гамзатова «Журавли», горящая свеча, иллюстрации к теме урока.

 

Структура урока:

 1.Вызов интереса.

 2.Погружение в текст

 3. Вывод.

 

Вызов интереса.

 

1. Учитель зажигает на столе свечу со (она горит на протяжении всего урока) словами:

  Когда он впервые покидал родную саклю , отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.

 Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…

 Так рассказывает о матери в своей автобиографии Расул Гамзатов.

 Поэма, которой посвящен наш урок, воспринимается читателем как биографическая канва жизни поэта. Многократно описанная в других прекрасных книгах Гамзатова, его биография, жизнь его отца, классика аварской литературы Гамзатова Цадасы, судьба маленькой горной страны снова и снова трогает читателя, волнует с самого начала поэмы, с первых ее строф и главы.

 Итак, я предлагаю вам урок – погружение по поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей».

 

2. Не первым, далеко не первым прикоснулся Р. Гамзатов к святой и вечной теме материнства. Свет материнского огня освещал дорогу многим. Вы подготовили к уроку высказывания разных авторов о матери: 

 

 И в самых радостных краях

 Не знаю ничего красивей,

 Достойней матери счастливой

 С ребенком малым на руках.

 Т. Шевченко 

 

 Средь лицемерных наших дел

 И всякой пошлости и прозы

 Один я в мире подсмотрел

 Святые, искренние слезы-

 То слезы бедных матерей!

 Н. Некрасов

 

 Ты жива еще, моя старушка?

 Жив и я. Привет тебе, привет!

 С. Есенин

 

 Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни.

  М. Горький 

 

II. Погружение в текст поэмы.

 

 Однажды Р. Гамзатов посетовал: «Человеку всегда не хватает времени для друзей, для звезд, для того, чтобы поклониться могиле матери… У каждого писателя есть тайная мечта: написать когда – нибудь свою заветную, лучшую книгу. Но как раз для нее- то и не хватает нам времени… часа раздумий….»

 Можно взять на себя смелость и вольно соединить основные мысли этого высказывания: поэт нашел час раздумий о матери, поэт поклонился высоким сыновним словом, написав поэму «Берегите матерей». Читая ее, думаешь: нет, это не час раздумий, это год, годы, вся жизнь. В единочасье, сразу это слово прийти не может.

 

- Как начинается поэма?

 

 Воспеваю то, что вечно ново.

 И хотя совсем не гимн пою,

 Но в душе родившееся слово

 Обретает музыку свою.

 

Так пафосно, приподнято начинается поэма.

 

- Слово, родившееся в душе поэта, обретя музыку, звучит широко и вольно. Что же это за слово?  Слово это сроду не обманет,

 В нем сокрыто жизни существо.

 В нем – исток всего. Ему конца нет.

 Встаньте!..

 Я произношу его:

 «Мама!»

 

- К кому обращается автор и к чему призывает автор?

 Автор призывает своих читателей, всех людей на земле, живых и павших, встать. Он призывает встать «сосны векового бора», «стебли трав», цветы и горы. Поэт хочет, чтобы весь мир стоя выслушал это «сохраненное во всей красе», «древнее, святое» слово.

 

Рефлексия.  Что для вас означает это слово? (Каждый ученик отвечает на вопрос, начиная со слов: «Для меня слово «мама» означает…)

 

 - О чем эта поэма?

 

 

 Эта поэма – рассуждение о жизни и смерти, о радостном и печальном, о «начале всех начал».

 

 - В первой части поэмы «Черные шали наших матерей» чувствуется напряжение. Почему?

 

 Потому что к умирающему отцу приходит сын.

 

- Какой наказ получил сын? Найдите эти строчки в поэме.

 

 Смерти угодил я под копыта,

 Видно, в стремя встал не с той ноги…

 Душу дома, маму, береги ты,

 Слышишь, сын мой, маму береги!

 

 И замолк навек. Отца не стало…

 Но звучаньем прерванной строки

 Все кругом гудело, рокотало,

 Повторяло:

 - Маму береги!

 

 Последние слова отца да и любого уходящего из жизни человека всегда сокровенны, святы, но эти слова о матери, о начале всей жизни человеческого рода, особенно справедливы.

 

Рефлексия. Поразмышляйте над вопросом: «Всегда ли я берегу свою маму?»

 

- Поэма продолжается, льется «Песня черной шали». В следующей главе автор спрашивает: « - Скажи мне, всегда ли ты черной была. Быть может, когда – то была ты бела?»

 «Как пена морская, была я

 бела…» - звучит ответ

 

 Была белопенной, молочной такой,

 Когда твоя мама была молодой.

 Когда ей поднес луговые цветы

 Отец твой… И был он моложе, чем ты.

 

- Ну а дальше, дальше, неужели

ты сразу черною стала?

«- Скажи, что еще приключилось с тобою?

Была ли когда – нибудь ты голубою?»

 

Ответ шали звучит:

«Была. «Голубей, чем небесный атлас,

Была я в тот самый торжественный час,

В тот день, для отца твоего незабвенный..,

Когда первенца мать своего родила».

 

- Какого еще цвета была шаль?

 

 Шаль перебирает все цвета

 радуги: зеленый, « как в Африке

 знойной могучий банан»,

 «лиловый была, как просторы полян»,

 «кофейного нежного цвета»,

  «оранжево – желтой была, как закат»,

 «и красной была…»

 

 Глава «Колокола звонят о матерях» открывается суровым эпиграфом: «Сердце мое словно гора тревоги. Бейте в колокола. Так говорила мама». И начинается щемящий реквием о смерти матери.

 

- Как случилось, что сына не было возле умирающей матери?

 Сын, оставив на время родную мать, улетает в Хиросиму, и она на прощание говорит ему:

«Что ж лети!.. Но прилетай скорей!

  Помни, я скучаю о Расуле».

 

- Пришлось ли им увидеться?

 Увидеться им больше не пришлось, на далекую японскую землю приходит похоронная телеграмма.

 

- Р. Гамзатов цитирует слова своей песни, которая давно стала гимном памяти ушедшим солдатам ( звучит запись 1-го куплета песни):

 

  Мне кажется порою, что солдаты,

 С кровавых не пришедшие полей,

 Не в землю нашу полегли когда – то,

 А превратились в белых журавлей».

 

 Я эту песню написал, родная,

 Еще не зная горя сироты,

 Я написал ее, еще не зная,

 Что в стае журавлей летишь и ты…

 

 Все! Сказание окончено. Самого близкого человека не стало. И одна за другой следуют тринадцать « Песен о матери». В них, как бы воскресая, мать снова говорит о жизни, о своей доле, о доле своих детей, своей земли, родного Дагестана. И это гимн вечности жизни, гимн счастью материнства.

 

 Рефлексия. Поразмышляем вместе… Р. Гамзатов, на первый взгляд, написал поэму о своей матери. Но какое чувство возникает у вас при чтении этой поэмы?

 

 Возникает чувство, что поэма написана и о всех матерях и в то же время и о твоей матери.

 У меня появилось чувство вины перед своей мамой, потому что я иногда огорчал ее.

 Я подумала о том, что самое страшное для меня – остаться без мамы. В будущем я очень постараюсь не огорчать ее и беречь.

 

 Вывод.

 

1. Тема матери, матери – родины, матери – земли не случайная в творчестве Р. Гамзатова. Вся его творческая биография связана с этой темой. Это, кроме поэмы «Берегите матерей», и поэма «Горянка», и сборник стихов «Высокие звезды» и отдельные лирические стихотворения. Поэт воспел Женщину – Мать, первоначало жизни на земле. И когда – то получив наказ от отца: « Маму береги!», передает его нам, своим читателям.

 

2. Чтение наизусть отрывка из поэмы учителем или подготовленным учеником.

 

 Как бы ни манил вас бег событий,

 Как ни влек бы в свой водоворот,

 Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

 

Боль за сыновей – сильнее мела

Выбелила косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

 

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней!

 

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны…

Берегите их от черных шалей!

Берегите женщин от войны!

 

Мама уйдет, в душе оставив рану.

Мать умрет, и боли не унять…

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

 

Чтобы в душу не проникла плесень,

Чтоб не стала наша жизнь темна.

Чтобы не забыть прекрасных песен,

Тех, что в детстве пела нам она!

 

 

 4. Слово учителя.

Урок закончен…Гасится свеча…Но в ваших сердцах пусть всегда горит и никогда не гаснет огонек любви к вашим мамам.

 

 

 

 

Рекламные статьи