Нас считают:

Рекламные ссылки:

sape

Тема урока «Фонетика».

Тема урока «Фонетика».

 

 

 Верь в звук слов:

 Смысл тайн в них.

 В. Брюсов

 

 Задачи:

 1. Обобщить сведения о фонетике: о предмете изучения фонетики и графики.

 2.Показать значение фонетики для правописания и произношения.

 

 Цель урока:

 

образовательная:

 систематизация и обобщение по фонетике в предшествующие годы обучения;

развивающая :

 повторить и проконтролировать знания учащихся  по рассматриваемой теме;

 воспитательная :

 вызвать интерес к изучаемой теме.

 

 ОБОРУДОВАНИЕ:

 

 

 Х од урока

 

1.Проверка домашнего задания (письмо по памяти заданного стихотворения)

 

Разгадайте ребус

 2. Повторение темы «Фонетика».

  ЗАДАНИЕ: учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь.

 

п/п

 Вопросы учителя

Запись в тетрадях

1

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Фонетика

2

Что изучает фонетика?

Звуки

3

Звуки, при образовании которых голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот без препятствий.

Гласные звуки.

4

Для этих звуков, характерна сильная струя воздуха, т. к. необходимо преодолеть преграду.

Согласные звуки

 

Дополним еще 5-й вопрос: Нужно ли изучать фонетику?

3. Беседа по плану

 Фонетика

 

-Что такое фонетика?

-Что изучает фонетика?

 

 ЗВУКИ

В языке существуют звуки и буквы. Необходимо различать эти понятия .

- На какие группы делятся звуки

  Гласные звуки

- Какие звуки являются гласными?

- Чем отличаются гласные от согласных?

 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

-Какие звуки являются согласными?

 

-Какие пары образуют согласные звуки?

 

Какие согласные звуки не имеют пары по глухости

и звонкости?

 

-Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

 

4. Тренировочные упражнения

 

 На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно

1.Прочитайте слова ,потом произнесите звуки в обратном порядке .

Какие новые слова получились?

Лен, лей ,люк ,ток ,шел ,шей .

 

2.Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол - вел , плоты – плоды , супы- зубы .

 

3.Расшифруйте следующую фразу, используя свои знания о характеристике согласных звуков:

Шил- был у папужги зереньгий гозлик ?

 

 • Чем характерна эта фраза?

 • Что получим , если расшифруем?

 

 4.Выпишите слова , в которых рядом находятся два гласных звука.

 

5.Есть ли одинаковые согласные звуки в словах: горячий бульон; вкусные тефтели?

 

 Слоги. Деление слов на слоги

 

Дайте определение слогов .

-Бывают ли в русском языке слоги без гласных

 

-На какие группы делятся слоги?

 

1.Разделите слова на слоги, объясните , почему именно такое деление вы считаете правильным:(сме - лость, дру - жба, тру – хля – вый)

 

2.Запишите слова:

а) с двумя закрытыми слогами;

б) с тремя открытыми,

в) восьмислоговое .На каждую группу по 1 минуте . Кто больше? 

 

3.Проанализируйте слово масленица по плану: 

а) фонетический и орфоэпический анализ;

б) правописание слова;

в) морфемный разбор;

г) морфологический разбор;

д) роль в предложении: Масленица - широкая боярыня . 

 

 Полминутки для шутки

Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка , стадиона?(вазон-газон)

Можно ли из обертки для конфеты сделать красивый

бант для девочки? (фант-бант)

Какой предмет утверждает , что он – детская болезнь ?(я-корь)

Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)

 

Хотим узнать все тайны слова ,

В чем суть его и в чем основа.

 

Нужно ли изучать фонетику?

(Ответы учащихся.)

 

Дополнительный материал.

Хотим узнать все тайны слова,

В чем суть его и в чем основа.

 Гибкость и выразительность
звучащей речи ярко проявляются в одном из самых сильных
поэтических приемов – звукозаписи.

Звукозапись 



 


АЛЛИТЕРАЦИЯ    АССОНАНС  

   

 

 

 

 

Звукозапись – искусная фонетическая организация речи,

которая достигает подбором слов близко звучания, виртуозным сочетанием звуков , употреблением слов , которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления .

Аллитерация (<< собуквие >>)- повторение одинаковых или сходных согласных.

Еще в полях белеет снег, [б]

А воды уж весной шумят – [в] [в’]

Бегут и будят сонный брег [б] [б] [б]

Бегут и блещут и гласят… [б‘] [б]

Ассонанс (<< созвучие >>) – повтор гласных.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела ...

 

 Б.Пастернак

Вывод.

 Конечно, звуковая сторона слова – это всего лишь внешняя оболочка, форма . Но знание ее , знание фонетики необходимо

для глубокого усвоения родной речи.

 

Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.

Выполнить транскрипцию слов. Подать, параллель, память, вскрикивать , переезжать , ряб , счетчик , дверной , спелые .Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?

 В произведениях русских поэтов найти примеры, в которых с помощью звукозаписи усиливались

звуки природы , которые мы ясно слышим во время дождя , бури , вьюги , грозы .

Проведите фонетический анализ каждой строчки.

Индивидуальное задание.

Подготовить выразительное чтение или пение стихотворения Ф.Кривина

<< Песенка об орфоэпии >>.

 

 

Рекламные статьи