Аналитическая характеристика урока.

учитель наблюдал за деятельностью учеников, а ученики за деятельностью учителя. В восприятие учебного материала были включены слуховой и зрительный анализаторы. В качестве наглядного материала были использованы плакаты  на доске, иллюстрации учебника, соответствующие возрастным особенностям учащихся, на доступном уровне их восприятия.

В поддержании  внимания и развития внимательности как свойства личности учащихся использовались внешние факторы: рабочая поза ученика, рабочее место. Рабочая поза ученика: сидя на своем месте, некоторые  дети отвлекались на протяжении урока, особенно во время заполнения таблицы.  На рабочем столе у каждого находились: учебник, рабочая тетрадь, дневник,  письменные принадлежности.

Ученики были эмоционально настроены на урок: во время урока они внимательно слушали учителя, проявляли активность при ответе на поставленные вопросы, добросовестно выполняли задание, данное учителем. Учащиеся, если затруднялись при выполнении задания, задавали вопросы учителю и получали четкие, научные, и понятные ответы, с учетом уровня  их знаний и индивидуально-психологических особенностей. Если учитель замечала, что кто-то отвлекается, она повышала голос, подходила и выясняла причину невнимания со стороны ученика. Рабочая поза учителя: во время проверки домашнего задания – перемещалась по классу, во время объяснения нового материала стояла у доски, при индивидуальной работе – наклонившись над рабочим местом ученика. На рабочем месте учителя находились: журнал, учебник, атлас и план урока.

В течение урока у учащихся активизировались почти все виды памяти: слуховая (при объяснении нового материала), зрительная (при рассмотрении карт и рисунков учебника), речевая (при ответе домашнего задания и при закреплении материала), двигательная (при заполнении таблицы в тетради), а также кратковременная (при закреплении материала) и долговременная  (при опросе домашнего задания).

В процессе выполнения самостоятельного задания у учеников возникали вопросы. Сначала ученик формулирует проблему для себя, при этом задействована умственная речь. Затем строит гипотезы по данной теме, подключается  кратковременная, зрительная и слуховая память, а также логическое мышление. Далее намечает ход решения задачи и заполняет таблицу, в ходе этого задействованы моторика и сенсорика. Результатом служит формирование умений и навыков по данной теме, формирование самостоятельности учащихся в решении задач, а это, в свою очередь, благотворно влияет на их умственные способности и личностные качества.

В течение урока учитель формировал у учащихся такие качества ума, как: глубину – с помощью задействования в процессе обучения знаний и умений, полученных ранее; широту – с помощью долговременной памяти; гибкость – используя логическое мышление и активное продуктивное воображение; критичность – с помощью самоконтроля и самоанализа; также самостоятельность учеников.

Речь учителя была грамотная, четкая, но не всегда сдержанная (это связано с нарушением дисциплины). При объяснении нового материала речь учителя была особенно содержательна. Недостатки речи учащихся, на мой взгляд, были обусловлены недостатком знаний у учащихся. Учитель в течение урока пыталась помочь ребятам, у которых возникали трудности в высказывании своих мыслей.

Использование наглядных пособий и рисунков учебника способствовало образному восприятию изучаемого материала и развитию воображения учеников.

На уроке дети проявляли разные чувства: чувство радости, если правильно отвечали на вопросы учителя, и огорчались, если не могли верно сформулировать свою мысль. Если что-то не получалось с первого раза, учитель убеждал, что если стараться, в следующий раз обязательно получится. Эти моменты и помогают выработать волевые качества личности, такие как выдержка, настойчивость, упорство.

Учитель направлял познавательную деятельность учащихся в нужное русло. Осуществлялась взаимосвязь между волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферами – по средствам сосредоточения внимания и восприятия, подключение логического мышления. В ходе объяснения нового материала и закрепления ранее изученного были достигнуты поставленные цели и задачи. В целом урок прошел отлично, особых замечаний нет.