классный час «Семь чудес света» - Page 2
Article Index
классный час «Семь чудес света»
Page 2
All Pages
Подготовительная работа:
> Отобрать интересные факты, слайды, картины и т.п., рассказы вающие о семи великих чудесах света.
По возможности оформить аудиторию в соответствующем тому времени стиле.
• Содержание классного часа.
(классный руководитель или  старшеклассник)  чудес света - так называют прославленные в древности сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют века
. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создают то, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожалению дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого разума,умелых человеческих рук - египетские пирамиды.  На экране высвечиваются слайды с изображением пирамид.
2-й ведущий
он называл среди чудес света «пирамиды у Мемфиса - пирамиды «вообще», некоторые - три пирамиды , придирчивые считают чудом света только большую пирамиду, которую нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розоватой-, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серебряной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную гору.
На экране высвечивается портрет Наполеона Бонапарта.
1-й ведущий
1798 году у подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его. Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и в 30 сантиметров.
2-й ведущий
В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона-(VII в. до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне - но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, бавшие не легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.  Демонстрируется картина, на которой изображены висячие сады Семирамиды.
1-й ведущий
Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходоносора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение -в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенныхгипсом, еще выше - свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым ябелым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала дос таточно света для растений.
В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пороя и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.
2-й ведущий
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии считался третьим чудом света.
На экране высвечивается слайд с изображением богини Артемиды
Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду I мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом жен ской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участ вовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.
Для составления проекта и строительства храма был приглашя известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построит мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дел) осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как частобывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленьв холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внима тельно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках; него оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха,облачили его в дорогие одежды, и никому доселе не известный стал знаменитым. ''
Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре ; "главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украшениями и драгоценностями..
Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, роскошно украшен величественной скульптурной композицией
•До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры Амазонки. Жители Эфеса пригладили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая (создателя Перикла), афинского скульптора. Крадмона и Поликтета , который и одержал победу.  Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в IV веке до нашей эры о немупомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным.
1-й ведущий
- На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса - верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам ливзошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру. (На экране высвечивается слайд со скульптурнымизображением Зевса.)

 

Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина статуи. Александрийский поэт Каллимах (III век до нашей эры) утверждал, что высота статуи бы
ла 37,5 стопы, самого трона - 30 стоп, а пьедестала
- 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5 метра. Страбону даже храм казался
для нее тесным: «Она была столь высокой, что, хотя
храм и имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу».

 

 

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела -из слоновой кости, трон - из кедра, инкрустированного черным деревом
и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспро

 

 

извел много сюжетов эллинской мифологии и фигуры,
вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастер

 

ство, с которыми Фидий создал фигуруи лик Зевса.
Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой,полной горечи, предстанет перед

 

статуей Зевса, то он забудет обо всем,
тяжелом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь». Плиний,собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства,так говорил об
этой статуе: «Много есть прославленных скульптур,

 

новсех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».
2-й ведущий

 

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света - великолепная гробница, по строенная для царя
Мавсола его вдовой - царицей Артемисией в середи

 

не IV века до нашей эры.
Демонстрируется картина с изображением этого архитектурного памятника.
Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектур

 

ной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения;
был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку

 

, но прежде всего непревзойденным совершенством
его художественного оформления.                                   •]
Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы находились богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды венчалась  площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа  с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней, высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы 46 метров.
1-й ведущий
III веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь . Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось.В память об успешной обороне острова они решили поставить самую высокую ста

 

тую на свете. Это шестое чудо света известное под названием Колосса Родосского. Демонстрируется изображение статуи.согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру,  на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому были прикреплены его ступни такого размера, что сами по ce6e превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал
факел. Когда факел зажигали, то  днем и ночью он служил маяком.

 

• есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся
лучей.
Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетряс

 

ения 225 года до . Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают
о восстановлении древнего чуда. По одному из прое

 

ктов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его   чреве предполагается устроить бар для туристов.
2-й ведущий

 

Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света, Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был 280 г. до нашей эры построен
самый большой маяк древности.  Демонстрируется изображение маяка.

 

Эго сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями . Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80
метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами.На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каме
нной площадкой. На этой площадке по кругу распологались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой
чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль.
Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спиралиподнимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали по
возки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.
Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.
Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясении и выветривания кам
ня, но во времена императоров Клавдия и Нерона еговосстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали на камни, a на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.
1-й ведущий
На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древ

 

ние камни дворцов, храмов и городов рассказывают
нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадил время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культур Земли.

 

Литература
1. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. М., 1980.
2. Сто великих чудес света / Авт.-сост. Н.А. Ионина. М., 1998.
3. Что такое? Кто такой? Т.З. М., 1978.