КТП по музыке
3 КЛАСС

 

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Цель

Музыкальный материал

1 ЧЕТВЕРТЬ

1.

 

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

1

Переход в более широкие музыкальные понятия – песенность, маршевость, танцевальность.

М. Глинка «Руслан и Людмила» (увертюра). Ж. Бизе «Кармен» (увертюра.)

2.

 

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

1

Познакомиться ближе с понятиями песенность, маршевость, танцевальность.

Р. Щедрин «Конек-Горбунок» («Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»).

3.

 

Песенность в вокально-инструментальной музыке.

1

Более глубокое изучение темы «песенность»; знакомство с романсом; разучивание песни Т. Потапенко «Скворушка прощается».

Р. Щедрин «Конек-Горбунок» («Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»). П.И. Чайковский IV симфония (фрагмент).

Картины А. Саврасов «Рожь», К. Мирошкин «Россия». Портрет Р. Щедрина.

4.

 

Песенность в вокально-инструментальной музыке.

1

Научить слышать песенность в произведениях Э. Грига.

Э. Григ «Утро».

5.

 

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

Продолжение и развитие темы «песенность».

С. Прокофьев: Ария Сусанина (опера «Иван Сусанин»), кантата  «Вставайте, люди русские».

Икона святого благоверного князя Александра Невского (иллюстрация).

6.

 

Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.

1

Знакомство с музыкой русской православной церкви как части художественной культуры России.

Херувимская песня № 7 Бортнянского.. Ф. Шуберт «Аве Мария».

Иконы Богоматери Владимирской (иллюстрации). В. Васнецов «Богоматерь с младенцем». Рафаэль «Сикстинская мадонна».

7.

 

Танцевальность.

1

Развить тему, научить детей слышать танцевальность в музыке, развивать их фантазию и музыкальный слух.

«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина.

8.

 

Танцевальность.

1

Развитие тему «Танцевальность» на примере инструментальной музыки.

М. Глинка «Арагонская хота». Р. Щедрин «Золотые рыбки». Шопен «Полонез». Л. Львов-Компанейц.

9.

 

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

1

Развитие темы «Танцевальность»; знакомство с мазурками Ф. Шопена, произведениями С. Прокофьева. Обобщение темы.

«Гавот» из балета «Золушка» С. Прокофьева. П. Чайковский «Мелодия».

2 ЧЕТВЕРТЬ

10.

 

Маршевость в музыке.

1

Знакомство с более широким понятием «маршевость» на примере произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Р. Щедрина; разучивание маршевой песни.

Л. Бетховен 5-я симфония (3 часть), Р. Щедрин «Царь горох», Ф. Шуберт «Неоконченная симфония». Портреты композиторов.

Сообщение о любом композиторе.

11.

 

Песенно-танцевальная музыка.

1

Знакомство с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».

Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20». Молитва «Богородице, Дево, радуйся». Римский-Корсаков «Садко» (песня Баяна), «Снегурочка» (пляска скоморохов), «Шествие царя Берендея». Э. Григ «Шествие гномов».

Выучить песню «Ходила младешенька».

12.

 

Интонация.

1

Дать понять представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения.

С. Прокофьев «Болтунья».

Выучить песню «Болтунья».

13.

 

Интонация.

1

Продолжить знакомство с интонацией; выразительные и изобразительные средства интонации.

С. Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты). П. Чайковский «Колыбельная». Д. Кабалевский «Кто дежурный?»

Выучить песню «Кто дежурный?»

14.

 

Интонация. Зерно-интонация.

1

Научить слышать зерно- интонацию в музыкальных произведениях.

Ф. Шуберт «Аве Мария». Л. Бетховен, 5-я симфония (фрагмент). С. Губайдуллина «Дюймовочка». Л. Бетховен  «Три подружки».

Выучить песню «Три подружки».

15.

 

Интонация.

1

Дальнейшее изучение выразительности и изобразительности интонации; вокальные и пластические зерна-интонации. Разучивание эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент».

И. Арсеев «Кузнец». Д. Кабалевский «Доброе утро». Сен Санс «Ослы» (из цикла «Карнавал животных»).

Сделать иллюстрации к «Карнавалу животных». Повторить но

16.

 

Интонация.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение темы. Знакомство с нотной записью.

 

Повторить песни

3 ЧЕТВЕРТЬ

17.

 

Контраст элементов музыкальной речи.

1

Знакомство с понятием и видами музыкального развития.

Л. Книппер «Почему медведь зимой спит», Ф. Шуберт «Марш».

Выучить песню «Почему медведь зимой спит».

18.

 

Развитие сказочного сюжета в музыке.

1

Знакомство с развитием музыки на примере симфонической сказки.

С. Прокофьев «Петя волк», Е. Крылатов «Песенка Деда Мороза».

Выучить «Песенку Деда Мороза».

19.

 

Прием варьирования в музыке (на примере народной и композиторской музыки).

1

Расширить представление о развитии музыки на примере классической музыки, народных песен.

«Купание в котлах» (сцена из балета «Конек-горбунок»), «Царь Горох» (финал I концерта П. Чайковского для фортепиано с оркестром), «Веснянка».

Нарисовать иллюстрации к балету «Конек-горбунок».

 

 

Прием варьирования в музыке (на примере народной и композиторской музыки).

1

Подтверждение того, что повтор, контраст, вариационность – основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, написанных композиторами.

Симфония № 4 П. Чайковского, русская народная песня «Со вьюном я хожу».

Выучить песню «Со вьюном я хожу».

21.

 

Ритмическое развитие. Драматическое произведение.

1

Познакомить учащихся с ритмическим развитием музыки.

Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов».

Нарисовать пещеру горного короля.

22.

 

Гармоническое развитие. Тональное развитие.

1

Познакомить учащихся с гармоническим и тональным развитием музыки.

Ф. Шопен. Прелюдии № 7, № 20. Л. Компанейц «Мама с тобой».

Выучить песню «Мама с тобой».

23.

 

Ладовое развитие, гармоническое, тональное.

1

Знакомство с ладовым и динамическим развитием музыки.

С. Бугославский «Песня о пограничнике», С. Прокофьев «Петя о пограничнике», Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее…».

Выучить «Песню о пограничнике»..

24.

 

Интонационно-мелодическое развитие музыки. 

2

Знакомство с развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием.

Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».

Иллюстрации к произведениям Э. Грига.

25.

 

Итоговый урок.

1

 

Закрепление, обобщение темы четверти.

 

 

 

Повторить песни, выученные в третьей четверти.

4 ЧЕТВЕРТЬ

26.

 

Построение (формы) музыки.

1

Закрепление понимания, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.

 «Песня Сольвейг» Э. Григ, П.И. Чайковский, III часть симфонии № 6 (маршевый эпизод). «Песенка о капитане» (И. Дунаевский).

Выучить «Песенку о капитане».

27.

 

Формы музыки.

1

Рассмотреть примеры двухчастной музыкальной формы.

Ария Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского. «Пастушья песня» (французская народная песня).

Выучить «Пастушью песенку».

28.

 

Построение музыки.

1

Знакомство с формой «рондо».

«Спящая княжна» А. Бородин, «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта

.Выучить термин.

29.

 

Развитие музыки.

1

Закрепление музыкальной формы рондо, знакомство с вариационной формой музыкального произведения.

«Камаринская» Л. Бетховена. «Со вьюном я хожу» (русская народная песня).

Выучить песню «Со вьюном я хожу».

30.

 

Формы музыкального произведения.

1

Закрепление темы «Формы музыки».

«Танец Анитры», Э. Григ. Песня И. Арсеева «Крокодил и Чебурашка».

Выучить песню «Крокодил и Чебурашка».

31

 

Обобщение темы «Формы музыки.»

1

Знакомство с творчеством И. Дунаевского.

«Увертюра» из фильма»Дети капитана Гранта», «Песня о Родине».

Выучить песню о Родине.

32-33.

 

Обобщение изученного за год.

2

Обобщение тем, пройденных в течение года.

 

Повторить песни.