Яндекс.Метрика
КТП по музыке.5 класс

5 КЛАСС

1 четверть

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель

Музыкальный материал

 «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

1.

Искусство в нашей жизни.

1

Рассказать о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие искусства

Муз. В. Локтева «Песня о России»

2.

Что я знаю о песне?

1

Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи.

Муз. А Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Просьба»; Муз. В. Локтева «Песня о России»

3.

Как сложили песню?

1

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне.

Русская народная песня «Мы пойдем погулять»; муз. А. Пахмутовой «Просьба».

4.

Песни без слов.

1

Познакомить с жанрами: вокализ; инструментальная песня.

Вокализ. Мелодия из концерта № 3 С.В. Рахманинова; Грустная песенка П.И. Чайковский.

5.

Другая жизнь песни.

1

Показать возможность возрождения песни в новом жанре.

М.Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок» (романс); М. Балакирев «Жаворонок» (песня -фантазия).

6.

Жанр кантаты.

1

Познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения.

Г. Свиридов. Кантата «Поэма памяти С. Есенина». «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» - мелодия 2-1 части кантаты.

7.

Опера.

1

Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

Н.А. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко».

8.

Балет.

1

Познакомить с жанром балета.

К. Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино».

9.

Превращение песен в симфонические мелодии.

1

Сформировать представления учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.

Н.А. Римский-Корсаков. Симофническая картина «Сеча при Керженце»

 

 

 

 

 

 

2 четверть

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель

Музыкальный материал

Домашнее задание

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

1.

Музыка – главный герой сказки.

1

Показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту.

Попевка Д. Кабалевского «У лукоморья».

Выучить попевку «У Лукоморья».

2.

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

1

Показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира.

«Чела». Грузинская народная песня; «Волшебный смычок». Норвежская народная песня.

Выучить басню И.А. Крылова «Квартет».

3.

Музыка – главный герой басни.

1

Показать, что музыкальные звуки доказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет».

А.П. Бородин. Квартет № 2, фрагмент из III части.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар».

4.

Чудо музыки в повестях К. Паустовского.

1

Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания.

В.А. Моцарт. Фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»; фрагмент  из 1-й части симфонии № 40.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

5.

«Я отдал бы молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ).

1

Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное её восприятие.

Э. Григ. Мелодия из I части концерта с оркестром; М. Таривердиев «Маленький принц».

Прочитать повесть А. Гайдара «Судьба барабанщика». Найти музыкальные эпизоды книги.

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка в жизни героев А. Гайдара.

1

Обратить внимание учащихся на музыкальность произведений А. Гайдара.

А. Варламов, А. Рубинштейн «Горные вершины»; М.И. Глинка «Жаворонок»; В. Галь, сл. Л. Яхнина «Конь»

Нарисовать иллюстрации к романсу «Горные вершины».

7.

Музыка в кинофильмах.

1

Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.

Г. Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»; Р. Роджерс «Звуки музыки»; Е. Крылатов «Колокола».

Выучить песню Р. Роджерса «Звуки музыки».








 

3 четверть

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель

Музыкальный материал

Домашнее задание

«Можем ли мы увидеть музыку?»

1.

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

В. Белый (сл. Я. Шведова) «Орленок», Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».

Выучить песню «Орленок».

2.

Музыка передает движение.

1

Показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.

К. Листов «Песня о тачанке», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина «Крылатые качели».

Повторить «Песню о тачанке», «Крылатые качели».

3.

Богатырские образы в искусстве.

1

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

А. Бородин. «Богатырская симфония». Романс «Спящая княжна», шведская народная песня «Три парня».

Выучить песню «Три парня».

4.

Героические образы в искусстве.

1

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов.

Л. Бетховен, увертюра «Гориалан» (фрагмент); С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Выучить «Песню о маленьком трубаче».

5.

Музыкальный портрет.

1

Сопоставить произведения музыки и живописи; подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, а картина не была написана «по музыке; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка».

М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче.

 Повторить «Песню о маленьком трубаче».

6.

Музыкальный портрет.

1

Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

М.П. Мусоргский «Сиротка», «Баба-Яга» (из «Картинок с выставке»); Г. Струве, сл. Иры Исаковой «Музыка».

Выучить песню «Музыка».

7.

Музыкальный портрет.

1

Показать, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

С.С. Прокофьев, ария Кутузова из оперы «Война и мир». М.И. Глинка, ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент).

Ответить на вопрос «Есть ли что-либо общее между музыкальными портретами М.И. Кутузова и И. Сусанина?»

8.

Музыкальный портрет.

1

Углубить восприятие учащимися музыкальных портретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживания героев.

С.С. Прокофьев, вальс из оперетты «Война и мир».

Ответить на вопрос «Какой вы представили себе Наташу Ростову?»

9.

Картины природы в музыке.

1

Дать понятие «музыкальный пейзаж».

М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» (вступление к опере «Хованщина»), Э. Григ «Утро». В. Баснер, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Выучить песню «С чего начинается Родина?»

10.

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

М.И. Глинка, рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».

Повторить изученные песни.








                                                                 4 четверть

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель

Музыкальный материал

Домашнее задание

1-2.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

2

Показать учащимся, как с помощью музыки можно передать характер человека.

Гладков Г. “Картина”. Фрагменты симфонической сюиты «Шахеразада» (Н. Римский-Корсаков).

Выучить песню «Картина».

3.

Архитектура – застывшая музыка.

1

Показать учащимся взаимосвязь архитектуры и музыки.

В. Кикта «Фрески Софии Киевской».

Ответить на вопрос: «Музыка какого характера у вас ассоциируется с «Руанским собором» К. Моне?»

4.

Полифония в музыке и живописи.

1

Познакомить с понятием «полифония».

И.-С. Бах «Маленькая прелюдия и фуга», «Ария» (из нотной тетради Анны-Марии Магдалены).

Подготовить сообщения (М. Равель, С. Рахманинов).

5.

Творческая мастерская композитора, художника.

1

Показать взаимосвязь музыки и живописи.

М. Равель «Хабанера», С. Рахманинов «Весенние воды».

Подготовить сообщения (К. Дебюсси, С. Прокофьев).

6.

Импрессионизм в музыке и живописи. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения.

 

Дать учащимся понятие «импрессионизм».

К. Дебюсси «Лунный свет», «Мимолетности» (С. Прокофьев).

Выучить термин «Импрессионизм».

7.

Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Образы Борьбы и победы в искусстве.

1

Показать учащимся, как музыка может изображать картины жизни с помощью своих приемов выразительности (тембр, звучность, ритм и т.д.).

Дм. Покрасс «Марш Буденного», Я. Френкель «Погоня». С. Прокофьев «Ледовое побоище» (из кантаты «Александра Невский»).

Выучить песню погоня.

8.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

1

Познакомить учащихся с различными музыкальными жанрами.

Песня «Рисунок» (А. Куклин, С. Михалков),  С. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты).

Выучить песню «Рисунок».

9.

Итоговый урок.

 

Повторение, обобщение, систематизация  знаний

 

Повторить песни.