Окружающий мир 3 класс Программа

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (68 часов)

Введение. Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

{hidefrom=Public,Registered}

Земля – наш общий дом (34 часа).

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Меридианы и параллели. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных

водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.

Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Почва – среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.

Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).

Расширение кругозора школьников . Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11 час).

Распространение растений на Земле, их значение для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений.

Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников . Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы (1 час).

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников . Правиласбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11 час).

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

Расширение кругозора школьников . Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Каким был человек в разные исторические времена (14 час).

Названия русского государства в разные исторические времена.

Портрет славянина в Древней Руси, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников . Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне.

Принятие христианства на Руси.

Труд людей в разные исторические времена (20 час).

Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление

фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород. Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников . Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из_под земли.

Уроки обобщения . Древняя Русь ( повторение 2 класса);

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии . В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический, художественный) музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты : распространение тепла от его источника; смена сезонов; дня и ночи; роль света и воды в жизни растений; состав почвы.

Практические работы . Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

К концу обучения в третьем классе ученик должен:

1) называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • планеты Солнечной системы (2—3);
  • свойства воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государства, деятелей,
  • просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

2) различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
{/hidefrom}