Панель Авторизации/ регистрации
your Profile Complete Bar
«Основы термодинамики» |
сновы термодинамики»
Урок – зачет в форме игры Брэйн-ринг
Цель: Обобщить основные понятия и законы термодинамики. Учить концентрировать свое внимание на задачах количественных и качественных.
Проверить умения и навыки при решении задач на тему « Основы термодинамики». Уметь четко и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: Две одинаковые настольные лампы, метроном, музыкальное сопровождение, сборники задач с таблицами.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (слайд 1)
Ход урока.
Класс делится на четыре группы, вытягивая жетоны.
Две группы садятся за игровые столы. Выбирается капитан команды. Капитан команды нажимает на кнопку светильника после вопроса учителя. Первой отвечает та команда, у которой лампа загорелась раньше. Время игры -10 минут и 5 минут на подведение итогов. После каждой игры, счет записывается, чтобы участники видели свои результаты. Всего четыре игры:
1 игра - играют 1и 2 команды;
2 игра – играют 3 и 4 команды;
3 игра – играют команды, которые проиграли;
4 игра – играют команды, которые выиграли.
Если играющие команды не знают ответ, то отвечать может любой учащийся из других команд ( получают себе дополнительные баллы).
Баллы выставляются по следующим критериям:
Прим.: Если группа не успевает по отведённому времени (10 мин), то следующая игра – «Чёрный ящик»
Игра черный ящик ( 4подсказки) оценивается 4 баллами. Если команда отвечает после первой подсказки, то получают 4 балла. Ребята отвечают после второй подсказки-3балла, после третьей подсказки – 2 балла, после четвертой подсказки – 1 балл. В конце игры подводятся итоги и выставляются оценки команде. Команда выставляет оценки участникам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов (34 балла) получает –«5» и т.д. Если команда набрала меньше 10 баллов, то приглашается на пересдачу. Затем команда выставляет оценки игрокам так:
Сообщают учителю. В спорных вопросах помогает учитель.
Пересдача разрешена, но в другой форме.
Вопросы к зачету ребята записывают в начале изучения темы, которые вывешиваются на стенде.
Игра № 1. (Слайд 2)
(Вопросы до 2 баллов.)
1. Назвать виды энергии.
2. Условие, при котором поршень совершает отрицательную работу.
(при расширении газа)
3. Почему если быстро скользить вниз по шесту и канату, можно обжечь руки?
(совершается работа, изменяется внутренняя энергия при трении)
4.По какой формуле определяется количество теплоты при нагревании или охлаждении тела?
5. Почему можно говорить, что система обладает внутренней энергией, но нельзя сказать, что она обладает запасом определенного количества теплоты или работы?
(работа и количество теплоты не содержится в теле, а характеризует процесс изменения его внутренней энергии)
6. Применение первого закона термодинамики к изохорному процессу.
7. Примеры тепловых двигателей.
(двигатели внутреннего сгорания, паровые, турбинные, реактивные и др.)
(Вопросы до 5 баллов). (Слайд 3)
300 0С для одного моля.
(Ответ:3740 Дж)
2.При изобарном нагревании одноатомного идеального газа его внутреннюю энергию увеличили на 120 Дж. Определить работу, совершенную газом, и количество теплоты, полученной газом.
( Ответ: 80Дж; 200Дж)
3. В калориметр с теплоемкостью 63 Дж/К было налито 250 г масла при 120С. После опускания в масло медного тела массой 500 г при 1000С общая температура установилась 330С. Какова удельная теплоемкость масла по данным опыта?
( Ответ: Смасла= 2172 Дж/кг К
Чему равен КПД машины?
( Ответ: 30 %)
Черный ящик. Что в нем находится? (Слайд 4)
Подсказки:
1.Это модель того, без чего не может двигаться автомобиль.
2.Энергия топлива переходит в механическую энергию.
3. В нем есть «холодильник».
4.Он может быть дизельным или карбюраторным.
( Ответ: модель двигателя внутреннего сгорания.)
Игра № 2. (Слайд 5)
(вопросы до 2 баллов)
( при сжатии газа)
( при совершении работы изменяется внутренняя энергия)
( Ответ: нет холодильника)
(Вопросы до 5 баллов). (Слайд 6)
( Ответ: 1,5 105 Дж )
( Ответ: 2 104 Дж)
А.20 % Б. 25 % В.10%
( Ответ: 25 %)
4. Какую массу льда, взятого при температуре 0 0С, могут расплавить 8 кг воды, нагретой до температуры 100 0С, если удельная теплоемкость воды
4200 Дж/(кг 0С), а удельная теплота плавления льда 335000 Дж/кг?
( Ответ:10 кг )
Черный ящик. (Слайд 7)
Что в нем находится?
Подсказки:
(Ответ: термометр.)
Игра № 3. (Слайд 8)
(Вопросы до 2 баллов).
( температуры)
(при сжатии газа)
(совершается работа, изменяется внутренняя энергия)
(Так как нельзя совершать неограниченное количество работы без затрат топлива или любой энергии)
( Нагретый пламенем внутри банки воздух, соприкасаясь с ее холодными стенками, охлаждается. Давление внутри становится меньше атмосферного, а поскольку банка плотно прижата к телу и нет сообщения с наружным воздухом, она «присасывается» еще сильнее.)
( При стрельбе снарядами большая часть энергии, выделившейся при сгорании пороха, идет на увеличение кинетической энергии снаряда. При холостом выстреле (стрельба без снаряда) основная часть энергии сгоревшего пороха идет на нагревание ствола пушки.)
(Вопросы до 5 баллов). (Слайд 9)
1. Газ изобарно расширяется от объема 5 10-3 до 15 10-3 м3 при давлении 2 105 Па. Чему равна работа газа?
( Ответ: 2 кДж.)
2. Насколько изменяется внутренняя энергия гелия массой 200 г при увеличении температуры на 20 0С?
( Ответ: 122 кДж.)
3. В идеальной тепловой машине за счет каждого килоджоуля энергии, получаемой от нагревателя, совершается работа 300 Дж. Определить КПД машины и температуру нагревателя, если температура холодильника 280 0К.
( Ответ: 30 % )
4.Какое количество теплоты сообщено 1 молю одноатомного газа при его изобарном нагревании на 100 0К?
( Ответ: 2,08 кДж.)
Черный ящик. Что в нем находится? (Слайд 10)
Подсказки:
Ответ: манометр демонстрационный.
Игра № 4. (Слайд 11)
(Вопросы до 2 баллов).
( Да.)
(Расширение газа.)
( При совершении работы изменяется внутренняя энергия.)
( При конденсации, кристаллизации, охлаждении.)
( Вследствие ослабления броуновского движения капелек шара.)
( Вследствие большой разреженности воздух на высоте не может передать спутнику то количество теплоты, которое необходимо для его плавления.)
(Вопросы до 5 баллов). (Слайд 12)
( Ответ: 100 кПа.)
(Ответ: 2294 Дж.)
( Ответ: КПД турбины 24 %; КПД идеальной тепловой машины 42 %.)
( Ответ: 817 кДж.)
Черный ящик. Что в нем находится? (Слайд 13)
Подсказки:
Ответ: сухое дерево.
Методическая литература:
1.Учебник –физика 10. Авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.
2.Поурочные разработки по физике. 10 класс. В.А. Волков.
3.Методика решения задач по физике в средней школе. С.Е.Каменецкий, В.Г. Орехов.
4. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах. Г.Д. Луппов.
5. Сборник задач по физике. А.П. Рымкевич.
|