Яндекс.Метрика
Урок. Воды мирового океана
Урок. Воды мирового океана

 

Тема урока:

«Воды мирового океана

 

 

 

 

Цели и задачи урока: Формировать представление о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана.

 

Оборудование: карта полушарий или физическая карта мира; карты – схемы, презентация «Воды мирового океана».

 

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

В начале урока учитель предлагает вспомнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике (Д стр.6) или плакате на доске: площадь суши значительно меньше, чем океана.

- Откуда же взялась такая огромная масса воды?

Версии учащихся можно записать виде схемы:

 

 Происхождение воды 

 

 

 

 Космическое Земное

 

О гипотезах происхождения вод океана можно заслушать заранее подготовленных учащихся. Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды, утверждает, что вода появилась из мантии.

 

Давайте вспомним. От чего зависит температура и соленость морской воды? (температура зависит от широты, а соленость от температуры, испарения, впадения рек, образования льда.)

 

Сегодня на уроке мы с вами должны проследить особенности распределения изотерм и изогалл.

 

Учащиеся изучают в ходе беседы с учителем и заполнением схем в тетрадях. У учителя заранее заготовлены схемы. Демонстрируются схемы, и комментирует учитель. Выводы после каждой схемы записывается в тетрадь.

 

Схема 1Среднегодовая температура воздуха и воды.

  Вывод: температура воды в океане выше, чем температура воздуха, следовательно, океан является аккумулятором тепла.

 Годовые колебания температуры в океане не столь велики, как на суше. Если на суше они достигают 150º С, то в океане очень редко превышают 38º С.

 

Схема 2 Распределение температуры поверхностных вод.

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты.

По окончании работы с этой схемой следует рассмотреть проблемы образования льдов в океане.

 - При какой температуре замерзает морская вода?

 -  В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования, по динамичности?.

 

Схема 3 Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах)

 

Желательно начертить график, откладывая по оси абсцисс глубину, а по оси координат – температуру воды.

 

Оказалось, что разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, которая, к примеру, на экваторе составляет около 20º С, можно использовать для производства электроэнергии. В настоящее время в Абиджане (Берег слоновой Кости) действует электростанция, основанная на этом принципе.

 

Схема 4 Изменение солености с широтой (в промилле).

 Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах.

 

Схема 5 Изменение солености по океанам (в промилле).

Вывод: самый соленый океан Атлантический.

 

Схема 6 Изменение солености по частям океана (в промилле)

Вывод: моря тропического пояса имеют большую соленость, чем моря умеренного пояса.

 

Схема 7 прозрачность морских вод на примере морей.

Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса.

 

 Дополнительный материал.

 Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66 м. В некоторых оживленных портах и в устьях рек она не превышает 1 м.

Надев маску акваланга, мы можем вдоволь налюбоваться подводными пейзажами. И всякий, кому это удавалось делать. Замечал, что у поверхности воды солнечный день так и остается солнечным, светлым, окрашенным в золотистые тона. Он разве лишь чуть–чуть подернут таинственными, голубоватыми сумерками. Но если вы нырнете поглубже, сумерки сгустятся. Давайте воспользуемся свидетельством первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины – Уильяма Биба. «Глубина 6 метров: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78 метров: цвет быстро становиться голубовато-зеленным. Глубина 183 метра: вода-голубая синева. Глубина 189 метров: вода-темная, сочная синева. Глубина 290 метров: вода имеет черно-синий, мутный цвет. Глубина 610 метров: полная, черная как смоль темнота…»

 

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вынести определение этого термина самостоятельно, им можно сделать подсказку:

-О каких массах мы уже говорили?

-Знаем ли мы, что такое воздушная масса?

 

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные учащиеся сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются.

 

Практическая работа «сравнение температуры, солености, прозрачности водных масс». (Закрепление нового материала.)

 

Работу оформить можно в виде таблицы.

 

Типы воздушных масс.

Температура.

Соленость.

Прозрачность.

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам года

Низкая

Низкая

Арктические

Низкая

Средняя

Средняя

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

-Посмотрите на доску и скажите, достигли ли мы сегодня поставленных целей?

- вспомнили ли то, что планировали?

-Где вам пригодились знания предыдущих уроков?

-Научились ли мы тому, что хотели?

 

Домашнее задание.