Вспомогательные алгоритмы.

Тема: Вспомогательные алгоритмы. Последовательная детализация

Цели урока:

1. Образовательные: Дать точные причины использования вспомогательного алгоритма

2. Развивающие: Развить понимание компьютерного алгоритма

3.Воспитательные: воспитать культуру речи

Форма проведения: объяснительно- иллюстрированный, практическое задание

План урока:

1.        Организационный этап (1-3мин)

2.        Объяснение нового материала (10-15мин)

3.        Практическое задание (15-20мин)

4.        Домашнее задание (1-2мин)

5.        Итог урока (1мин)

 

 

Ход урока:

 

      1.Организационный этап (1-3мин)

·          Приветствие

·          Проверка присутствия всех учащихся

·          Сообщение учащимся даты, темы и плана урока

 

      2.Объяснение нового материала (10-15мин)

 

 

Пусть нам требуется решить некую задачу, по которой Чертежник будет выводить четырехзначное число 1919.

Конечно, можно написать длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует нам эти цифры.

Но возникает другой вопрос, ведь у нас присутствует только две цифры 1 и 9 нельзя ли написать программу рисования одной и другой цифры 1 раз? Это действительно сделать можно.

 

Алгоритм, по которому решается некая подзадача из озновной части задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.

 

В языках программирования их называют подпрограммами или процедурами.

В таком случае программа решения поставленной задачи разделяется на основную программу и процедуры. Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя.

Для рассматривания данной задачи имена процедур выберем единица и девять.

 

Тогда в основной программе обращение к процедурам будет следующее

 

1

9

По этим командам управление передается соответствующим процедурам и после их выполнения управление вернется к следующей команде основной программы.

 

Основная программа

 

Программа

1

9

1

9

Конец программы

 

Вот и все так просто. Но теперь надо объяснить Чертежнику, что такое 1 и 9. Это делается меню в редактора.

Формат описания процедуры

 

процедура <имя процедуры>

начало

<тело процедуры>

конец

 

Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать. Описание процедур располагается после основной программы.

 

Добавив к программе описание процедуры, мы тем самым расширили систему команд исполнителя.

Метод программирования, при котором сначала пишется основная программа, затем в ней записываются обращения к пока еще не составленным подпрограммам, а потом описываются эти подпрограммы, называется методом последовательной детализации.

Возможен и  другой подход к построению сложных программ : первоначально составляется множество подпрограмм которые могут понадобиться при решении задачи а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременную память компьютера. Такую библиотеку можно пополнять новыми подпрограммами.

 

      3. Практическое задание (15-20мин)

 

1.        Написать программу вывода на экран число 1919, используя процедуры.

2.        Написать с использованием процедур программу вывода на экран число 333

3.        Написать с использованием процедур программу, после которой весь рабочий экран будет заполнен цифрами 1919 и 333

 

4.        Домашнее задание

        Выучить§42

 

5.        Итог урока (1мин)

Выставление оценок за урок