Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиаде по истории
Методические рекомендации по подготовке  учащихся к олимпиаде по истории

Настоящие методические рекомендации призваны помочь учителям в подготовке учащихся к школьному этапу, а призеров школьного этапа - к окружному этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по истории, по структуре и содержанию олимпиадных задач.

I. Задачи школьного этапа Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории призван решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на окружном, региональном и всероссийском этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение школьного этапа олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов.

II. Общие организационные вопросы

Порядок проведения школьного и муниципального этапов олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 22.10.2007).

Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

Школьный этап Олимпиады для 7-11 классов проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Школьный этап Олимпиады для 5-6 классов проводится по заданиям, разработанным школьными предметно-методическими комиссиями (из учителей).

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

При подготовке учащихся к олимпиадам школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:


Школьный этап Муниципальный этап
Возможность проведения для параллелей учащихся 5-11 классы 7-11 классы
Время для проведения Один учебный час для 5-6 классов.

Один астрономический час для 7-8 классов.

Два учебных часа для 9-11 классов.

Два учебных часа для

7-8 классов.

Два астрономических часа для 9-11 классов.

Использование заданий с развернутым ответом (сочинение-эссе, критика исторического источника) Возможно для учащихся 9-11 классов. Рекомендуется для учащихся 7-11 классов.

III. Содержание заданий

 

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (п. 7) задания составляются на основе общеобразовательных программ. Конечно, олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной олимпиаде, и при составлении заданий следует стремиться к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки.

Участник олимпиады, начиная с окружного этапа, должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрациями, картами, схемами, диаграммами, таблицами, текстами исторических источников).

Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

В выпускных же классах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов между различными периодами.

Для параллелей 5 и 6 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса.

Традиционно в олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким как развитие русской культуры в XIX веке и Великая Отечественная война.

Хорошей традицией олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональным компонентом в историческом образовании. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.

При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе олимпиады.

IV. Основные типы олимпиадных заданий

В этом разделе дается перечень основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой олимпиад, с краткими комментариями к некоторым из них.

1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом.

 

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.

В отличие от простейшего вопроса, такое задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.

3. Ряды на определение принципа их построения.

 

4. Ряды «на включение» - «на исключение».

Тип заданий, очень близкий к предшествующему. Однако здесь зачастую возможны неожиданные ответы, являющиеся правильными не только по чисто формальному принципу.

5. Хронологические последовательности.

Участнику предлагается расставить в хронологическом порядке несколько событий.

6. Задания на соотнесение двух рядов данных.

Воплощая в себе все положительные черты предыдущего типа, такие задания не имеют присущих им недостатков. В качестве одного из рядов могут выступать даты событий.

 

7. Текст с пропусками.

 

8. Задания по работе с иллюстративными источниками.

Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать свои знания по истории культуры, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.

9. Задания на анализ карты.

 

10. Задания на анализ документов.

Такие задания являются одной из самых важных и творческих составляющих олимпиады. Участник должен узнать документ, соотнести его с известными ему из курса событиями, ответить на связанные с этим вопросы.

11.Значительно более сложный вариант подобного задания – задание, предполагающее историческую критику текста. «Отчет» участника о такой работе представляется в виде самостоятельно написанного текста. Исключительно важным является такой подбор источника, который позволял бы участникам самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, опираясь на критический разбор текста.

12. Историческое эссе.

Как правило, историческое эссе дается только в выпускных классах. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе члены жюри исходят из следующих критериев:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.