Тема: Гражданское общество

Тема: Гражданское общество

Возраст учащихся 10- 11 класс

Основная идея: Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в отдельности. … Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народа. Из сего явствует , что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

П.И.Пестель «Русская правда» (1821 г.)

 

Ожидаемые учебные результаты:

 В ходе проведения занятия участники смогут:

-         познакомиться с различными определениями гражданского общества

-         получить опыт работы и участия в дискуссии , отстаивания собственной точки зрения

-         понять важность принципов гражданского общества и сложность его формирования в России.

-         смогут выработать собственное мнение на проблему

-         расширить и углубить знания о гражданском обществе путем сравнительного подхода

-         рассмотреть примеры гражданского общества взятые из разных стран (Россия США и др.) позволяющие определить важность и отличать гражданское общество от общества вообще

В конце занятия участники смогут:

-         освоить понятия :гражданское общество, правовое государство, консенсус

-         иметь представление о том, какими какие признаки присущи гражданскому обществу в разных странах ( Россия, США)

-         уметь сравнивать и анализировать состояние гражданского общества в России и США

-         уметь размышлять о проблемах гражданского общества в России и США

-         уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.

 

Ключевые понятия :гражданское общество, правовое государство, консенсус, общественные организации, политические партии

Ресурсы к занятию: Словарь терминов ,

Конституция РФ, справочники

Всеобщая Декларация прав человека

 

План занятий (80 мин.)

 

1. Мотивация - 5мин

2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий – 5мин ;

3. Введение в новый материал (лекция с элементами сообщений)– 20 мин;

4. Интерактивная часть – 40 мин;

 

Круглый стол: Пресс-конференция

Введение проблемы – 5 мин

Прослушивание сообщений, вопросов «журналистов», «экспертов» – 35 мин.

Обсуждение , высказывание своего мнения по данной проблеме.

Подведение итогов занятия(рефлексия) домашнее задание (10 мин)

 

На занятие можно пригласить представителя прессы, освещающего гражданские, политические события, обсудить с ним роль СМИ в гражданском обществе.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Мотивация

 

Учитель дает задание: придумайте как можно больше слов, имеющих отношение к понятию «гражданское общество» и записывает эти слова на доске (гражданин, гражданственность, общественные организации, правовое государство и др.). Потом предлагает подумать, что их объединяет … и спрашивает, что такое гражданское общество?

В чем разница между гражданским обществом и правовым государством?

Просит назвать государства, в которых, по их мнению, такое общество уже сложилось?

 

2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий (5мин) ;

 

Итак, тему вы попробуете сформулировать сами в конце занятия.

После этого занятия мы сможем…( перечисляются ожидаемые учебные результаты).

В ходе нашего занятия мы прослушаем лекцию с элементами ваших сообщений, далее – проведение пресс-конференции, на которой вы сможете быть и журналистами и экспертами и редакторами журналов, газет и т.д. Мы прослушаем ряд сообщений, обсудим их, подискутируем, выскажем свое мнение …

В конце занятия вам будут предложены вопросы, на которые вы попытаетесь ответить:

- Какие определения гражданского общества вы знаете?

- Приведите аргументы за гражданское общество или против

 

 

 

- Каковы основные отличия гражданского общества и правового государства:

- Назовите основные черты гражданского общества

- Существует ли в России гражданское общество?

 

Введение в новый материал (20 мин)

 

Гражданское общество – сложная сеть отношений и общественных объединений, которые устанавливаются и развиваются в самом обществе на основе идущей снизу инициативы и социальной активности его граждан без вмешательства государства в процессы самоорганизации общественных структур, так говорит о гражданском обществе Борис Семенович Гершунский. В нашем общественном сознании, пожалуй, нет более спорной и даже болезненной темы, чем « Гражданское общество в России». Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, надо знать об исторических предпосылках становления гражданского общества в России, о процессе становления идей либерализма и гражданского общества, о конституционных основаниях становления гражданского общества в современной России, об общественных объединениях в структуре гражданского общества, о правах и свободах человека и гражданина в России, О зарубежном опыте построения гражданского общества и правового государства (С.Е.Кольчугин. Чудо гражданского общества // Преподавание истории в школе. -№ 2.,2002.-С 34-37). Столько слагаемых одного понятия и нам придется во всем этом разобраться.

Пресс-конференция поможет нам в этом вопросе.

 

4. Интерактивная часть ( 40 мин.) Круглый стол: Пресс-конференция

 

4.1                      Введение проблемы – 5 мин

4.2.                    Прослушивание сообщений, вопросов «журналистов», «экспертов» – 35 мин.

4.3.                    Обсуждение, высказывание своего мнения по данной проблеме.

 

 Итак, начинаем пресс-конференцию, на которой присутствуют эксперты по следующим вопросам:

1. Исторические предпосылки становления гражданского общества в России,

2. Процесс становления идей либерализма и гражданского общества,

3. Конституционные основания становления гражданского общества в современной России,

4. Общественные объединения в структуре гражданского общества,

5. Права и свободы человека и гражданина в России,

6. Зарубежный опыт построения гражданского общества и правового государства.

 

На конференции присутствуют представители прессы, различных общественных организаций, политических партий, которые могут задавать вопросы экспертам после их выступления, друг другу…

 Далее можно предложить письменно, в виде зссе-сочинения, или устно раскрыть ответить на вопрос , поставленный в начале занятия: «Существует ли гражданское общество в современной России?»

 

5. Подведение итогов Рефлексия (10 мин.).

 

Возвращение к ожидаемым результатам занятия и определение видов учебной работы в ходе занятия. Участники высказываются о том, как они ощущали себя в ходе занятия, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия. Также итогом занятия может быть решение тестовых заданий и заполнение Листа контроля и рефлексии.

 

Учитель: Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия ? Какое название можно дать нашему уроку? Ученики предлагают различные формулировки темы: « Гражданское общество в России», « Путь к гражданскому обществу через диалог» и другие.

 

 Сегодня мы с вами учились работать на пресс-конференции, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои точки зрения

 

Литература :

1.  Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.

2.  Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.

3.  Морозова С.А.Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.

4.  Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005

5.  Мозаика граждановедения. Учебно-методические рекомендации.-Брянск.,2005.-236с

6.  Пронькин В.Н.,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с

7.  Давлетшина Н.В., Кларк Р.Дж. и др. Демократия: государство и общество.-М.,1995.-302 с.

8.  С.Е.Кольчугин. Чудо гражданского общества // Преподавание истории в школе. -№ 2.,2002.-С 34-37

 

Вопросы для рефлексии

 

Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:

1. ______________________

2. ____________________________

3. ____________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

__________________________________

________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

________________________________

Что нового я узнал(а) на занятии?

 Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать?

Чему я научилась (ся) на занятие?