Документы, регламентирующие деятельность

Документы, регламентирующие деятельность Администрации Хабаровского муниципального района.

 Время, требующееся для занятия - 40 мин

Ожидаемые учебные результаты:

В ходе проведения занятия учащиеся смогут:

-         познакомиться с документами, регламентирующими деятельность администрации

-         распределить по ранжиру эти документы

-         уяснить полномочия главы администрации района

-         выработать собственное мнение на проблему

-         аргументировано отстаивать собственную позицию

 

Ключевые понятия: представительные органы власти, исполнительный орган власти, дебаты.

 

Ресурсы к занятию:

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» ст. 43

Устав Хабаровского муниципального района

 

Основная деятельность и количество времени на нее (40 минут)

1.       Мотивация – 3 мин.

2.       Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятия – 2 мин.

3.       Введение в новый материал (лекция с элементами лабораторной работы с документами) – 5 мин.

4.       Работа в группах – 10мин.

5.       Дебаты – 15мин.

6.       Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Мотивация (3 мин.)

Учитель предлагает учащимся посмотреть на раздаточный материал и определить тему занятия. После того как будут высказаны все предположения, отмечаются ребята, которые правильно сформулировали тему.

 

2.Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий (2 мин.)

Итак, тему вы уже сформулировали. После этого занятия мы сможем…(перечисляются ожидаемые учебные результаты) В ходе нашего занятия мы прослушаем небольшую лекцию, с элементами лабораторной работы с документом (Уставом Хабаровского муниципального района). Далее – работа в группах, где вы будете определять к какой ветви власти – законодательной или исполнительной относится мэр города. После этого вам будет задана тема для дебатов.

 

3.Введение в новый материал (5 мин.)

Деятельность любого органа власти строго регламентирована. Администрация Хабаровского муниципального района в своей работе опирается,  во-первых, на федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во-вторых, на Устав района. Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Задание учащимся – прочтите ст. 30,31 Устава Хабаровского муниципального района, найдите и перечислите по ранжиру документы, регламентирующие деятельность администрации района. В итоге должна получиться схема такого вида:

 

1. Устав района

2. а) постановления  главы по вопросам местного значения

    б) распоряжения  по вопросам организации работы администрации

3. а) положения  главы о структурных подразделениях, должностные инструкции утверждаются главой

     б) акты и распоряжения главы администрации

В заключение этой работы ребятам предлагается ответить на вопрос: кто осуществляет контроль над деятельностью районной администрации (глава или собрание депутатов).

 

4.Работа в группах (10 мин.)

Задание учащимся: Разделившись на три группы, изучить статьи 23,24,26 Устава Хабаровского муниципального района. Доказать правильность следующих утверждений:

1 группа – Глава администрации осуществляет законодательные функции

2 группа – Глава администрации  руководит исполнительной ветвью власти

3 группа – Глава администрации – высшее должностное лицо района

Администрацию возглавляет  Глава администрации Хабаровского муниципального района, значит, он глава исполнительной ветви власти. Но с другой стороны он обладает правом издавать нормативно-правовые акты, значит, осуществляет законодательную власть. Кроме этого глава является высшим должностным лицом муниципального образования, т. е. представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, предприятиями, учреждениями, а также в международном сотрудничестве. Таким образом, учащиеся подводятся к мысли, что глава  района является выборным должностным лицом с широкими полномочиями.

5.Дебаты (15 мин.)

Должность главы одна из важнейших в системе районного самоуправления. Глава сосредотачивает в своих руках большую власть. Учащимся предлагается определить достоинства и недостатки такой модели системы местного управления.

Ребята делятся на сторонников и противников концентрации власти в руках главы района. Возможно, будут те, кто не разделяет ни одну из заявленных позиций, тогда они будут в роли «судей» - определять, чьи аргументы наиболее убедительны.

Итогом работы может стать общее голосование по вопросу дебатов.

 

Возможные аргументы сторон

Достоинства

Недостатки

  • Наличие одного выборного лица, сосредоточившего в своих руках необходимые полномочия для эффективного решения вопросов местного значения;
  • Устранение субъективного противостояния между руководителями представительного и исполнительного органов;
  • Наличие единого «хозяина» местных дел.
  • Проявление авторитарного руководства;
  • Принижение роли представительного органа;
  • «Подминание» под себя депутатского корпуса
  • Нарушение принципа разделения властей;
  • Отсутствие плюрализма при решении вопросов местного значения.

 

 6. Поведение итогов занятия (рефлексия) (5 минут.)

Возвращение к ожидаемым результатам занятия и определение видов учебной работы в ходе занятия. Участники высказываются о том, как они ощущали себя в ходе занятия, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия.

Учитель: ребята, сегодня мы учились работать в форме дебатов, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них,  аргументировано высказывать свою позицию и отстаивать ее.