Материалы для диагностики ЗУН
Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку  (входной контроль)  5 КЛАСС.

Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку

(входной контроль)

 

5 КЛАСС.

 

Земляника.

Земляника растёт в лесу, по старым вырубкам. Листья у неё на зиму не опадают. Так с зелеными листьями она и зимует.

Плоды её нежные и вкусные.

От кустиков отходят ползучие побеги. Это усы. На усах появляются новые молодые кустики. Маленький кустик отделяют от большого. Вот и новое растение. На нём будут созревать ягоды. (54 слова)

 

Задания.

1. Вставьте пропущенные буквы: (в) л…су, (по) выру…кам, з…мует, вкус…ные, б…льшого, пл…ды.

2. Определите падеж: у неё, на нём, она.

3. Найдите «лишнее», объясните причину:

А) Растет

Б) Будет созревать

В) Отходят

Г) Отделяют

4. Какое утверждение НЕ верно?

А) Плоды земляники нежные и вкусные.

Б) Кустики земляники зимуют с листьями.

В) Земляника растет в поле.

Г) Маленькие кустики земляники появляются на усах.

 

 

6 КЛАСС.

 

Осень в лесу.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябин.

В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. (98 слов)

Задания.

1. Какое утверждение НЕ верно:

А) Золотая осень наступает после августовских теплых дней.

Б) В моховых болотах гроздьями рассыпаны грибы.

В) Многие птицы готовятся к отлету в погожие осенние дни.

Г) Ласточки и стрижи улетают в теплые края.

2. Объясните знаки препинания в предложении: По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.

3. Выполните фонетический разбор слова: улетают.

4. Выполните морфемный разбор слов: красноголовые, тонконогие, быстрокрылые. Определите способ образования этих слов.

5. Выполните морфологический разбор слов: на пнях, душистые, краснеют.

6. Найдите в тексте сравнения, метафоры, олицетворения.

 9 КЛАСС.

Рождение музыки.

(Изложение)

Жизнь была уже полна звуков. Над горными скло­нами Фракии гулко разносилось ржание коней, еще не знавших узды. Из зарослей выбегал черный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Мед­ведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчел. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов, Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос, почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой оп себя считал.

Но однажды- как рассказывает предание на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположил­ся на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, но свистом выпускающий жалящие и пронизываю­щие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора.. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерян­ное, что-то разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Словно бы пчелы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать все лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвел. И хотя это не напоминало знако­мые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и боль­ше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огром­ную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казалось, вот-вот шагнут навстречу певцу. Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали (мои­ми отцами Зевса или Аполлона, матерью Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью муза Каллиопа (Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

 
 

Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку

за первое полугодие

 

5 КЛАСС.

 

Жила в зелёном лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой.

Как-то днем задремала сова. Слышит, а над её головой кто-то летает. оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

Наступила холодная ночь. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о тёплом гнезде синички. Захотелось и ей такое. Всю ночь сова поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело её. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за лени. (94 слова)

Задания.

1. Какое утверждение верно?

А) Сова сновала целыми днями, чтобы свить гнездо.

Б) Сова свила себе теплое гнездо.

В) Маленькая синичка собирала тополиный пух себе на гнездо.

Г) Ночью сова дрожала от холода.

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

Всю ночь сова поджидала восхода солнца.

3. Выпишите предложение с однородными членами, подчеркните их и объясните постановку или отсутствие знаков препинания.

4. Выполните фонетический разбор слов: гнездо, её, всю, солнце, сова.

 


 

6 КЛАСС.

 

Императорский дворец был сделан из драгоценного фарфора. В целом мире не нашлось бы более хрупкого дворца. В саду росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики, которые все время звенели. Из сада можно было пройти прямо в густой лес. В его чаще таились глубочайшие озёра, а доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали под нависшими над водой кронами деревьев, в их ветвях жил маленький соловей, который пел так чудесно, что даже бедный рыбак, слушая его песни, забывал о своем неводе.

Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники. Все они любовались великолепным дворцом и прекрасным садом, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!»

Задания.

1. Определите тип речи.

2. Выполните синтаксический разбор предложения: Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники.

3. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

4. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: колокольчики, рыбак, маленький, нависшими.

5. Укажите прилагательные в превосходной степени.

 

 

9 КЛАСС.

 

В походе.

(работа с текстом)

За пр…дорожным кустарником поднимался смешан…ый лес. С левой стороны время от времен… таинствен…о поблёскивала ч…рная вода. Мы ждали только тропинки что (бы) устремит…ся по ней (в) глубь леса и узнать что там. И вот наконец тропинка появилась. Не успели мы …делать по ней двухсот шагов как заливистое злое тявканье чере…чур маленькой собач…нк… становило нас. Невдал…ке сто- яла (не) что иное как изба лесника. Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядит…ся как нам показалось (на) счет стола но мы сказали что нам (н…) чего (н…) нужно и что мы свернули с большой дороги единствен…о толь- ко (за) тем что(бы) узнать что за вода бл…стит между деревьями. Вода начиналась шагах в пятьдесят… от порога но гораздо ниже его так как дом стоял на бугре. Старый до…аник на который мы сели был (на) столько легким что под тяжестью четырёх человек погрузился в воду по самые края. (Не) обыкновенной красоты озеро окружало нас. (Темно) зеленые дубы и липы которыми плотно зар…сли озёрные берега четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные словно звёзды покоились на воде прохладные цветы белых лилий резко от..ненён…ые чернотой озёрного зеркала что мы замечали их обыкновенно (из) дали.

(По В. А. Солоухину.)

(170 слов)

Задания

1. Найдите сложноподчиненные предложения в тексте. Определите типы придаточных.

2. Укажите, к чему относятся придаточные и чем прикрепляются к главному предложению.

3. Подчеркните вводные слова в тексте.

4. Найдите в тексте сравнение и поясните способы его выделения.

5. Разберите слова по составу: собачонки, придорожным, заливистое, погрузился, двухсот, оттененные, вглубь.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: смешанный, дощаник, таинственно, лесника, блестит.

 

 


 

Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку

(итоговый контроль)

5 КЛАСС.

Цветут березки.

Старые березы цветут, и золотистые сережки скрывают от нас уже раскрытые маленькие листы. Внизу на молодых березах везде видишь ярко-зеленые листики величиной в дождевую каплю. Но все-таки весь лес еще серый или шоколадный. В эту пору встречается черемуха и поражает своими большими и яркими листьями. Бутоны черемухи уже готовы. Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща, и та в это время очаровательна. Она не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле большой красивой звездой. Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы.

(98 слов)

Задания.

1. Определите тип и стиль текста.

2. Какие средства выразительности использует автор? Приведите примеры из текста.

Олицетворение

Сравнение

Эпитеты

Метафора

3. Выполните фонетический разбор слов: сережки, ещё.

4. Выпишите слова, которые соответствуют схеме:

5. Выполните синтаксический разбор предложения: Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы.

6. Выполните морфологический разбор слов: на березах, золотистые (сережки), видишь.

 

 

 


6 КЛАСС.

 

Весь лес был полон шепота.

Среди высоких, стройных кокосовых пальм и могучих хлебных деревьев пышно разрослись банановые деревья. Молодые побеги бамбука шелестели и рассказывали волшебные сказки. Огромный бамбук посылал с узловатых ветвей побеги, которые касались земли и жадно пили её влагу.

А в чаще резвились, бегали насекомые, горя, словно самоцветные камни. Огромные бабочки порхали с ветки на ветку и, когда раскрывали свои крылья, сверкали всеми цветами радуги.

Обезьяны с криками цеплялись за лианы, которые, словно толстые канаты, перекидывались с пальмы на пальму.

Бегали проворные ящерицы, мелькнул хамелеон, который легко изменял свой цвет из синего в ярко-красный.

И все это шептало, все говорило на своем языке. (106 слов)

 

Задания.

1. Определите тему текста.

2. Выполните синтаксический разбор предложения: Молодые побеги бамбука шелестели и рассказывали волшебные сказки.

3. Выпишите местоимения и укажите их разряд.

4. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова: самоцветные.

5. Укажите известные изобразительно-выразительные средства, используемые в этом тексте (метафоры, сравнения, олицетворения и др.)

 

 

 

9 КЛАСС.

Часть 1

1.1. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение.

 

Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. 

Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.

  Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, говорила она.  Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого. (По Е. Пермитину)  

Часть 2

 Прочитайте текст и выполните задания 2.1 – 2.10.

  (1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.

(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. (9) Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»

 (12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость. (По В. Солоухину)  

 

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

 

1)

 Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

2)

 Природа дает силу человеку и окрыляет его душу. 

3)

 По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.

4)

 Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.

2.2.  Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Секрет постижения красоты в активном воздействии на нее.

2) Изучение природы – дело специалистов.

3) Любование красотами природы – бесполезное занятие.

4) Секрет постижения красоты в способности сосредоточенно и неторопливо любоваться ею.

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1)  Публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения

2)  Разговорный стиль, рассуждение с элементами описания

3)  Художественный стиль, описание

4)  Научно-популярный стиль, описание

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 2 

2) 3

3) 9

4) 11

2.5. Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте (предложение № 17)?

1)

связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника

2)

покоряющий своей прелестью; обаятельный, очаровательный  

3)

связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его нравственных качеств

4)

проникнутый дружеским расположением; доброжелатель- ный

 2.6. В каком слове букв больше, чем звуков (предложение № 2)?

1) японцы

2) приехали

3) вежливо

4) прелестный

2.7. Каков способ образования слова любование (предложение № 3)?

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

2.8. Какой частью речи является слово написано в предложении № 3?

1)

Наречие

2)

Причастие

3)

Прилагательное

4)

Деепричастие

2.9. В составе какого сложного предложения есть безличное?

1) 1

2) 2

3) 8

4) 10

2.10. Какая характеристика предложения № 10 является верной? 

1)

Сложноподчинённое

2)

Сложносочинённое

3)

Простое

4)

сложное бессоюзное

 

Часть 3

3.1. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Природа окрыляет и исцеляет душу человека». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.