Дидактические материалы для повторения 9 класс
Дидактические материалы для повторения 9 класс

Прочитайте. О чём говорится в тексте? Определите стиль. Выпишите в составе словосочетаний или главных членов слова с пропущенными буквами: 1) существительные; 2) прилагательные и причастия; 3) глагол. Указывайте признак, определяющий написание.

Образец. На речке (1-е, пр. п.), на жухлой (какой?) траве и т. д.

Крупные города подобны грелк..: они на два-три градуса теплее окружающей ме..ности. Через сто-двести лет человечество смож..ет рассеивать столько же тепла, сколько его даёт нам Солнце!

За последни.. пятьдесят лет благодаря хозяйственной деятельност.. людей (а может, и по другим причинам) средняя температура на поверхност.. земного шара поднялась на градус. Это (не) мало. Сельдь, любящая холодн..ю воду, начала переселяться за Полярный круг. Сардины из экваториальных вод перекочевали в Ла-Манш. Леса в Лапланди.. наступают на тундру по два-три километра за десятилетие. Пристани на Шпицберген.., которые раньше работали четыре месяца в году, теперь принимают суда семь месяцев. (С. Старикович.)

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы, чтобы получился рассказ о правописании окончаний в различных частях речи.

1) В каком случае (ударное окончание – безударное) можно ошибиться в написании окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий?

2) Назовите и приведите примеры, когда в безударном окончании имён существительных пишется буква и. А когда е? Примеры запишите в виде таблицы.

3) Укажите, в окончаниях глаголов какого спряжения пишется е, а какого – и. Докажите примерами. Какие глаголы относятся к I спряжению, какие – ко II? Запишите глаголы-исключения.

4) Как определить правописание безударных окончаний прилагательных и причастий? Докажите примерами.

 

 

 

 

 

Озаглавьте текст и спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте личные окончания глаголов и укажите их спряжение.

Когда мы испытываем какое (нибудь) сильное чу..тво радости или наоборот горя любви к людям или пр..зрения и ненав..сти к врагам страха или гордости нам нужно (не, ни)пр..менно как(нибудь) выр..зить эти чу..тва: ра..казать о них или пожал..ват(?)ся или порад..ват(?)ся. Нам хоч..тся найти самые нужные подходящие для выражения этих чу..тв слова. И как трудно найти такие слова!

И вот здесь нам помогает Пушкин. Он так (же) как и мы рад..вался стр..дал любил и ненавид..л – и об этих своих чу..твах он ра(с, сс)казал такими верными точными и прекрасными словами что читая их мы испытываем радость: мы повторяем эти слова как свои собстве(н, нн)ые потому что они точнее лучше и правдивее всего выр..жают то что и мы чу..твуем.

Читая Пушкина мы станов..мся лучше. (С. Бонди.)

О Какой частью слова является пропущенная буква в выделенном глаголе? Какого спряжения этот глагол? Напишите все слова-исключения на -еть в форме прошедшего времени м. р., ед. ч. и в форме 2-го л., ед. ч. (смотрел – смотришь).

О Как вы написали глаголы на -т(?)ся? Почему? Употребите их в другой форме в другом предложении. Что эта за форма? Расскажите, когда надо писать -тся, а когда -ться.

 

 

Ответьте на вопросы и запишите соответствующие примеры.

I) Как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями? Например. 2) В каком случае не нельзя написать отдельно с глаголом и деепричастием? Примеры.

 

 

Выберите минимальный, но достаточный контекст, чтобы решить вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях. Там, где это возможно, покажите, что в ином контексте это слово может писаться иначе. (Спрятался за то дерево. Её я не знал, зато знал её родителей.) Объясните написание не.

Я сделал дли(н, нн)ую прогулку по обрывам над морем и лёг в камыш..вое кресло на балконе.

Ночная бездо(н, нн)ость неба переполне(нн, н)а разноцветными в..сящими в нём звёздами, и среди них воздушно сере..т прозрачный и то(же) полный звёзд (М, м)лечный (П, п)уть, двумя (не)равными дымами скл..няющ..йся к южному горизонту, бе(з, зз)вёздному и (по)этому почти ч..рному. Балкон выходит в сад, усыпа(н, нн)ый галькой, редкий, ни(с, з)корослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, (млечно)зеркальное, оно... (не)движно, молчит. Буд(то) молчат и звёзды. И одн..бразный, (не, ни) на секунду (не, ни) прерывающ..йся хрустальный звон стоит во всём этом молч..ливом ночном мире, подобно какому (то) звенящ..му сну...

Покой особый, предра(с,сс)ветный царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как(то) (по)иному, чем днём, стояли (много)око(н, нн)ые дома с их многочисле(н, нн)ыми обитателями. (И. Бунин.)

О Выпишите слова с пропущенными буквами, сгруппировав их в соответствии с тем или иным правилом. О Подчеркните члены предложения, выраженные причастиями.

 

 

 

 

Спишите, дополнив таблицу примерами.

 

 

Через дефис пишутся

 

 

Часть речи 

Примеры 

1)

Некоторые предлоги

 

2)

Сложные существительные, которые:

 

 

а) обозначают одно понятие, образованное из

 

 

двух самостоятельных слов;

 

 

б) имеют первой частью пол- перед гласными,

 

 

прописными и л

 

3)

Сложные прилагательные, которые:

 

 

а) обозначают оттенки цветов;

 

 

б) могут быть заменены равноправными словами

 

 

с союзом и;

 

 

в) образованы от сложных существительных,

 

 

пишущихся через дефис

 

4)

Местоимения и наречия, имеющие в составе

 

 

-то, -нибудь, -либо, кое-

 

Со следующими словами составьте по два предложения, в которых эти слова выступали бы в роли:

1) а) существительного с предлогом; б) производного предлога: (в)следстви.., (в)продолжени.., (в)течени.., (в)виду, (на)счёт, (в)роде;

2) а) наречия; б) прилагательного, местоимения, числительного с предлогом: (в)пустую, (по) весеннему, (по)вашему, (в)третьих, (в)ручную, (по)прежнему, (по)тому;

а) наречия; б) существительного с предлогом: (навстречу, (на)верх, (в)глубь, (на)дом, (на)удачу, (на)бок, (в)начале.

 

Прочитайте текст и озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания.

Когда В. М. Васнецов поселился в Москве то древн.. эту столицу он воспринял как великое ч..до.

(Бледно)красные как темперой рисова(нн, н)ые стены (К, к)ремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаже(н, нн)ого...

И художник чу..вовал что все сдела(нн, н)ое им раньше (не, ни)больше (не, ни)меньше как пр..людия к гр..дущей его работе.

В душе уроженца иско(нн, н)о русской вятской земли (не, ни) могли (не, ни)пробудиться дремавш.. доселе образы наве..(нн, н)ые сказками слыша (нн, н)ыми в детстве густыми чащ..бами (трудно)проходимых лесов грустью (по)северному угрюмых б..г-ря(нн, н)ых полей. (По В. Кузнецову.)

О Подчеркните причастия и наречия. О Сгруппируйте слова с прописными буквами в соответствии с правилами. Дополните каждую группу своими примерами.

 

 

 

 

Выпишите наречия в составе словосочетаний. Где возможно, подберите примеры с так же звучащим словом, но являющимся другой частью речи. Как оно пишется? Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Бросив мотоцикл капитан побежал (на) прямик через степь к тому месту где ещё (на) кануне появление человека вызывало шквал свинца. Над садами совхоза плыл (серо)белый дым горящего б..нзина и в нём глухо рычали рвущ..еся снаряды. Капитан торопился к зелёной крыше между надломле(н, нн)ыми тополями. Ещё (из) дали он увид..л у калитк.. закута (н, нн)ую в платок женщину. За её руку держался мальчик. Завид..в капитана он кинулея ему (на)встречу.

Подошедшая женщина с замуче(н, нн)ыми глазами и усталой улыбкой протянула руку капитану. Она поклонилась капитану хорошим глубоким русским поклоном. (Б. Лавренёв.)

О Выпишите сложное прилагательное с определяемым словом. Подберите примеры слитного написания сложных прилагательных.

 

 

 

Озаглавьте текст. Спишите, расставляя знаки препинания. Слова с пропущенными непроверяемыми гласными в корне подчеркните. Обозначьте корни с чередованием гласных.

Надев маскировочный х..лат крепко зав..зав все шнурки у щик..лоток на ж..воте под подбородком и на затылке разведчик отр..шается от ж..тейской суеты от великого и малого. Разведчик уж (не, ни)пр..надлежит (не, ни) самому себе (не, ни) своим начальникам (не, ни) своим воспоминаниям. Он подвязывает к поясу гр..наты нож(?) кладёт (за) пазуху п..столет. Он отдаёт старш..не все свои документы письма фотографии орд..на и м..дали п..рторгу – свой партийный или к..мсомольский билет. Так он отказыва..тся от своего прошлого и буд..щего храня всё это только в сердце своём.

Он (не, ни) имеет им..ни как лесная птица. Он вполне мог (бы) отк..заться и от членораздельной речи ограничившись птич(?)им свистом для подач.. с..гналов товарищам. Он срастается с полями лесами оврагами становится духом этих пространств – духом, в глубине своего мозга вынаш..вающ..м одну мысль: свою задачу. (Э. Казакевич.)

О Выпишите в виде таблицы по 2 слова с безударными гласными в корне (проверяемыми – непроверяемыми – с чередованием).

О Отметьте, в какой форме глагола пишется -ться, в какой -тся.

О Найдите 2–3 слова, в которых звонкие согласные оглушаются.

О Подчеркните члены предложения, выраженные деепричастиями; выделите суффикс.

Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.

Притяжательное прилагательное, пров..сти касательную, (не) лепое предположение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, пр..кл..няться перед авторитетом, блистательное дост..жение, пор..внят(?)ся с к..ло(н, нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (темно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха..т зарница, повелительное наклонение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кровный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.

О Объясните, где возможно, написание приставок пре- и при-.

О Приведите примеры словосочетаний со связью согласования, управления (предложного и беспредложного) и примыкания.

 

 

Запишите таблицу и заполните её примерами, данными ниже.

Ч..рный, трещ..тка, ж..лтый, п..йзаж, предл..жить, г..реть, инт..ресный, оч..ровательный, уд..вительный, объед..ниться, Стр..на С..ветов, соц..алистический, м..х..низация, ин..ц..ативный, информация, расст..лать, реш..тка, раздр..жать.

Примеры

Орфограммы

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые безударные гласные

3) Корни с чередованием гласных

4) о – ё после шипящих в корнях слов

О Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и примерами.

 

Озаглавьте текст и спишите его, расставляя знаки препинания. Укажите суффиксы н или нн.

Луна нам теперь зн..кома (не)плохо появились новые карты и даже лу(н, нн)ый глобус все (не)ровности серебр..(н, нн)ого шара извес..ны (на) перечёт4. Перестали быть без..мя(н, нн)ыми горы на (не, ни)вид..мой его стороне. Марс постепе(н, нн)о раскрывает нам свои загадки. Ведёт (?)ся разведка (В, в)енеры и других планет. Да и (С, с)олнце и звёзды постепе(н, нн)о утрач..вают загадочный ореол. (Б. Ляпунов.)

О Выпишите слова, в корне которых написание согласных букв не совпадает с произношением. Подберите проверочные слова.

О Под цифрами 1, 2, 3, 4 подберите слова, которые пишутся с большой буквы, так как обозначают: 1) фамилии писателей и поэтов; 2) географические названия; 3) названия революционных праздников и знаменательных дат; 4)названия исторических событий.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте приставки.

Мы знаем теперь как выгляд..т наша планета со стороны.

Но в недра земные человек проник всего на восемь километров. Такова самая глубокая скваж..на которую до сих пор удалось пробурить4. Самая глубокая шахта уходит под землю всего на четыре километра. Ниже – невед..мый мир и время от времени он напомин..ет о себе. И тогда гр..мят взрывы камни как бомбы летят вокруг пары и газы окут..вают вершины вулканов а по их склонам ползёт всё сжигающ.. поток4. Тогда толчки сотр..сают землю её лихорад..т она крошит (т, ть)ся и трескае(т, ть)ся возникают и исчезают остр..ва. Тогда в море вздымаю(т, ть)ся волны и несут(т, ть)ся со скоростью реактивного самолёта и обруш..ваю(т, ть)ся на берег всё сокрушая на своём пути.

Это сигналы из мира глубин. (Б. Ляпунов.)

О Расскажите, какие две группы приставок есть в словах текста, в чём разница между ними.

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните написание слов с пропущенными согласными.

С веток разлапистых елей бе..заботно св..сает белый мох. Срываясь с каменистой кручи почти отве..но падает мощный поток ра..ыпаясь блестящим облаком. Шумит расширившаяся после дождей река радо..но гудят пч..лы поют неизве..ные нам птицы.

Чу..твуется что человек редко заглядывает в эти дикие и опа..ные места.

О Выпишите слова с приставками, которые на письме никогда не меняют своего написания. Затем выпишите слова с приставками на з – с. Расскажите, как пишутся приставки первой группы, а как – второй.

 

 

 

Ответьте письменно на вопросы, так чтобы получился связный рассказ.

1) Какие знаки употребляются в качестве разделительных и зачем они нужны? 2) После гласных или согласных и перед какими буквами употребляются разделительные знаки? 3) Когда употребляется ъ, а когда ь? Приведите примеры. 4) Употребляется ли ъ в другой роли, кроме разделительного знака? А ь? Например.

 

 

 

Спишите, обозначая корень в словах с разделительными ъ и ь. Наличие или отсутствие ь после шипящих в конце слов объясните (горяч – это прилагательное). Расставьте знаки препинания.

I. 1) Неиз(?)яснимое волнен(?)е в себе почу..твовал он вдруг. 2) Он был похож (?) на вечер ясный. 3) Тебя я вольный сын эфира воз(?)му в надзвёздные края. 4) Он был могущ как вихорь шумный. 5) И осторожная змея... то вдруг сов(?)ётся в три кольца то ляж..т дли(н, нн)ой полосою и блещ..т как булатный меч(?) забытый в поле давних сеч(?)... 6) Невольным треп..том об(?)ят я подн..л бо..зливый взгляд... 7} Какой (то) зверь одним прыжком из чащи выск..чил и лёг играя навзнич(?) на песок. (М. Лермонтов.)

II. 1) В(?)юга злит(?)ся в(?)юга плачет... 2) Мы рады весь из(?)ездить мир. 3) И вход..т с важност(?)ю за ней под(?)яв величестве(н, нн)о шею горбатый карлик из дверей. (А. Пушкин.)

О Найдите предложения, в которых есть сравнение. Чем оно выражено?

О Подчеркните обособленные второстепенные члены. Объясните постановку знаков препинания.

 

 

 

 

Прочитайте текст и найдите слова с удвоенными согласными. Сначала выпишите слова с удвоенными согласными в корне, затем – на стыке частей слова и, наконец, в суффиксах.

О Объясните написание других обозначенных слов (слитно-дефисные написания).

I. Вот и грачи прилетели. Разгуливают по оттаявшей дороге, хлопочут во дворах, отыскивают разные остатки еды.

Как они хороши! Все (иссиня)чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут (бело)носыми.

В нашем саду грачи все берёзы гнёздами позастроили. На некоторых сучьях прямо гнездо к гнезду. Я как (то) смотрю на них и вижу: из одного гнезда чёрный хвост торчит, и из другого то (же). Чуть (чуть) друг друга хвостами не задевают. И (не, ни) чего, сидят, не ссорятся. А вечером, как рассядутся по сучьям, такой гвалт поднимут – за версту слышно. (Г. Скребицкий.)

II. Необо(ж, жж)ённая глина боится воды. Но глиня(н, нн)ому кирпичу, прошедшему через огонь гончарной печи, и вода не страшна. Вот почему глиня(н, нн)ый камешек пролежал в реке тысячи лет и остался цел – он до того побывал в огне. Здания, сложе(н, нн)ые из обо(ж, жж)ённого кирпича, могут простоять столетия, не боясь ни снега, ни дождя, ни самого огня. (Е. Map.)

Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получилось связное высказывание.

1) В какой части слова бывают удвоенные согласные? Например. 2) Ещё при каких обстоятельствах пишется удвоенная согласная буква? Например. 3) В каких случаях можно объяснить написание удвоенных согласных, а в каком – нельзя и надо запомнить написание слов?

 

 

Выпишите слова, употребленные в переносных значениях, в составе сочетаний слов, уточняющих их значение; подберите к ним синонимы, соответствующие их значению в тексте; определите, какую смысловую и стилистическую роль выполняют эти слова в тексте.

• Определите стиль и жанр текста.

В творчестве он бежал от истертых, заношенных слов, отыскивая в живой, родниковой речи слова, досель никем не тронутые и полнозвучные. Человек величайте совестливый и от природы застенчивый, он был непримирим в сочинительстве; "К принятым литературным формам – как пишут стихи и драмы – не лежала душа. Мне хотелось выразить свое по-своему". Его отличала высокая требовательность к себе: "Чувствую понижение словесного уровня. Стихия языка рассеивается. Чтение Даля вовсе не для того, чтобы пустить в оборот слова, но без них можно задохнуться. Чтение русского – воздух".

 

 

1. Выпишите из текста устаревшие слова и выражения. Как вы думаете, были ли они устаревшими при жизни А. С. Грибоедова? 2. Выпишите из текста глагольные формы, живописующие неистовство разбушевавшейся реки, вместе с существительными, связанными с ними по смыслу. 3. Попытайтесь подобрать к выписанным глаголам синонимы. Удалось ли при этом найти более точный по смыслу и более выразительный глагол? Благодаря какому слову в конце описания создается впечатление, что река начала успокаиваться?

 

Свирепые ветры дули прямо по протяжению улицы, порывом коих скоро воздымается бурная река. Она мгновенно мелким дождем прыщет в воздухе, и выше растет, и быстрее мчится. Между тем в людях мертвое молчание; конопать и двойные рамы не допускают слышать дальних отголосков, а вблизи ни одного звука ежедневного человеческого; ни одна лодка не появилась, чтобы воскресить упадшую надежду. Первая – гобвахта какая-то, сорванная с места, пронеслась к Кашину мосту, который тоже был сломлен и опрокинут; лошадь с дрожками долго боролась со смертию, наконец уступила напору и увлечена была из виду вон; потом поплыли беспрерывно связи, отломки от строений, дрова, бревна и доски – от судов ли разбитых, от домов ли разрушенных, различить было невозможно. Вид стеснен был противустоящими домами. <...>

 

 

Выпишите из текста все специальные слова, объясните их значение. Подчеркните научные термины.

• Определите стиль и жанр текста, приведите доказательства правильности своего определения.

Анализаторы различных животных могут существенно отличаться друг от друга. Разница заключается не только в плотности размещения рецепторных клеток, но и в их общем количестве. Для примера сравним собаку и человека. Разница в восприятии запахов у них громадна, хотя на квадратный сантиметр обонятельного эпителия приходится примерно одинаковое число рецепторных клеток. Зато их общее количество у собаки в 20–25 раз больше, чем у человека, и составляет около 200 миллионов. Поскольку каждая рецепторная клетка имеет свой аксон, обонятельный нерв собаки представляет собой "кабель", содержащий 200 миллионов "жил"!

 

 

 

 

 

Выпишите из текста все специальные слова, объясните их значение. Подчеркните научные термины.

• Определите стиль и жанр текста, приведите доказательства правильности своего определения.

 

Кроме обонятельных, в составе эпителия имеются опорные клетки. Они образуют каркас эпителия, поддерживающий его структуру. Это, однако, не единственная их функция. Ряд исследователей полагают, что они не только поддерживают рецепторные клетки, но и помогают им в обмене веществ.

 

 

Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корнях, подберите к ним родственные слова или формы этих же слов с иными вариантами корней.

Найдите образные средства языка (тропы).

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы "зарят хлеб" – освещают его по ночам, – и от этот хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы называют "хлебозар".

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово "заря" – одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. "Развидняет", как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается.

 

 

 

 

 

Выпишите из текста слова с безударными суффиксами, подберите к ним проверочные слова с теми же суффиксами, стоящими под ударением. Если проверочного слова нет, объясните правописание суффикса, вспомнив соответствующее правило.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной "закомплексованности" (есть такое печальное явление в психологии слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Выпишите из текста слова с безударными суффиксами, подберите к ним проверочные слова с теми же суффиксами, стоящими под ударением. Если проверочного слова нет, объясните правописание суффикса, вспомнив соответствующее правило.

 

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Прочитайте отрывки из произведений М. Ю. Лермонтова.

4. Напишите небольшое исследование “Особенности художественного мира М.Ю. Лермонтова”.

1. Зима! Из глубины снегов встают чернея пни дерев как призраки склонясь челом над замерзающим Днепром. Глядится тусклый день в стекло прозрачных льдин и занесло овраги снегом. На заре лишь заяц крадется к норе и прыгая назад вперед свой след запутанный кладет да иногда во тьме ночной раздастся псов протяжный вой когда голодный и худой обходит волк вокруг гумна. И если в поле тишина то даже слышны издали его тяжелые шаги и скрып и щелканье зубов и каждый вечер меж кустов сто ярких глаз как свечи в ряд во мраке прыгают блестят... (Л.)

2. Вот испытав замки дверей с гремучей связкою ключей к калитке сторож подошел и взоры на небо возвел. А завтра быть грозе большой сказал крестясь старик седой смотри-ка молния вдали так и доходит до земли и белый месяц как монах завернут в черных облаках и воет ветер будто зверь. Дай кучу злата мне теперь с конюшни лучшего коня сейчас седлайте для меня нет не отъеду от крыльца ни для родимого отца (Л.).

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Прочитайте отрывки из произведения В. Гаршина. Напишите сочинение-миниатюру “Любовь к жизни”

 

Жив подумал я и даже прошептал это слово. И вдруг то необыкновенно хорошее радостное и мирное чего я не испытывал с самого детства нахлынуло на меня вместе с сознанием что я далек от смерти что впереди еще целая жизнь которую я наверно сумею повернуть по-своему. Наверно сумею и я хотя с трудом повернулся на бок поджал ноги подложил ладонь под голову и заснул точно так как в детстве когда бывало проснешься ночью возле спящей матери когда в окно стучит ветер и в трубе жалобно воет буря и бревна дома стреляют как из пистолета от лютого мороза и начнешь тихонько плакать и боясь и желая разбудить мать и она проснется сквозь сон поцелует и перекрестит я успокоенный свертываешься калачиком и засыпаешь с отрадой в маленькой душе (Гар.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Пунктуация”

I. Плещет лента голубая Балтики холодной весть. Он идет как подобает весь в патронах в бомбах весь (Пр.). 2. Ведь может и так быть поля колосились и реки к морям устремляли разбег чтоб глаз оттененных ресницами синих вовек не померкло сиянье вовек (Пр.). 3. Манилов долго стоял на крыльце провожая глазами удалявшуюся бричку и когда она уже совершенно стала не видна он все еще стоял куря трубку (Г.). 5. Муж Катерины молодой Кабанов хоть и много терпит от старой Кабанихи но все же он независимее он может к Савелу Прокофьичу выпить сбегать он и в Москву съездит от матери и там развернется на воле а коли плохо ему уж очень придется так есть на ком вылить свое сердце он на жену вскинется (Д.). 6. Или же он впадал в добродушный тон подзывал к себе Каштанку и говорил ей Ты Каштанка насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра (У.).

 

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте рассуждение К. Паустовского о прозе (см. предложение №6). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

 

1. Герой как вихрь срывающий палатки герой врагу безумный дал отпор но сам погиб сгорел в неравной схватке как искрометный метеор (Бун.). 2.Мне тогда подумалось что если написать о Камо все что я слышал никто не поверит в реальное существование такого человека и читатель примет образ Камо как выдумку беллетриста (М.Г.). 3. Природа Человек твое творенье и этой чести у тебя не отберут (Щип.). 4. Красивый и сильный блестящий на солнце своим металлом в другое время пароход пожалуй мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей порабощающих стихии (М. Г.). 5. Новорожденная ночь так свежа и ясна тени брошенные ею на все кругом тихо колышутся вольно и легко дышит грудь и не хочется думать ни о чем кроме того что хорошо (М, Г.). 6. Не знаю как вам но мне кажется что как поэзия имеет свои точно определенные ритмические закономерности так и проза должна иметь и имеет свой ритм (Пауст.). 7. Лил дождь и сверкает асфальта река широка глубока. И кажутся лодками автомобили огни как водоросли в глубине где вспугнутые заходили красные рыбы из дне (Щип.).

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте строки из стихотворения Е. Евтушенко (см. предложение №3). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

1. Все что было в душе все как будто опять потерялось и лежал я в траве и печалью и скукой томим и прекрасное тело цветка надо мной поднималось и кузнечик как маленький сторож стоял перед ним (3.). 2. Ты будешь петь. Придут к твоим стихам и юноши и девы и прославят и идол твой торжественно поставят на высоте (Бр.). 3. И если умирает человек с ним умирает первый его снег и первый поцелуй и первый бой... Вес это забирает он с собой (Евт.). 4. Толя стоял на балконе уцепившись за жидкие железные перила и прищурившись смотрел вдаль откуда летел к нам теплый ветер шла с мягким шумом волна и тянулись по небу как оперенье розовых птиц облака (Пауст.). 5. И все ветры ко мне приходят и весна у окошка стоит и все звезды в ночном небосводе будто лучшие взгляды твои (Фет). 6. В вагонах и на пароходах в гостиницах и на постоялых дворах она везде держалась просто и спокойно (М. Г:): 7. Приказ короткий и цепочкой люди опять до вечера идут в пески (Луг.). 8. Проезжающие высовывались из экипажей и пока могли видеть провожали глазами арестантов. (Л.Т.).

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Пунктуация при союзе и

 

1. Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и постепенно усиливаясь и приближаясь зазвенел человеческим голосом и понижаясь и замирая промчался мимо .). 2. Цветы опали песни спеты и собран хлеб и скошен луг (Бр.). 3. Когда среди фразы переводимой им англичанину он услыхал приближающиеся шаги и дверь конторы отворилась и как это было много раз вошел надзиратель и за ним повязанная платком в арестантской кофте Катюша он увидав ее испытал тяжелое чувство (Л. Т.). 4. Узнав что он о ней заботится Соня прислала ему записку написанную карандашом и уведомляла его что ей гораздо легче что у нее пустая простуда и что она скоро придет повидаться с ним (Дос.). 5. Дверь хлопала и открывалась снова. Входили люди и врывался пар (Сур.). 6. Петр развел руками потупился и весь зеленый прислонился к березе (Т.). 7. А взводы шагали шагали и пели и сон отлетел и пропала усталость (Сур.). 8. И точно друзья после долгой разлуки они протянули уверенно руки и все о чем каждый мечтал сам с собой другой угадал вдохновенной душой (Бр.).

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите сочинение-миниатюру, темой которого будет строчка из стихотворения А. Фета( см. предложение №2).

1. Был вечер лазурным и запад погас и первые тени над полем и лесом дрожали сквозили ажурным навесом (Бр.). 2. И много мне чувства и песен и слез и мечтаний дано (Фет). 3. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок и чтобы отдохнуть я уходил в зал где была выставлена скульптура (Пауст.). 4. Я искатель и труженик все купил дорогой не сравнимой ни с чем ценой (Сур.). 5. Он равнодушно и не задерживаясь прошел мимо первых стендов (Лав.). 6. День как в зеркале отразился в небе. И кажется земля накренилась и с нее посыпались в небо белые и желтые парашютики снежинок и там удалившись стали звездочками (Цыб.).

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Сделайте разбор художественных средств в предложении №1, взятого из стихотворения В. Шефнера.

 

1. И на меня уставив изумруды недвижных глаз бездумных как всегда лягушки точно маленькие будды на бревнышке сидели у пруда (Шефн.). 2. Еще сотня шагов и показались штабеля бревен (Кепи.). 3. Так в трещине развалин иногда береза вырастает молода и зелена и взоры веселит и украшает сумрачный гранит .). 4. Мать погладила рукой холодную кожу чемодана облокотилась на него и довольная начала рассматривать публику (М. Г.). 5. Свет померк и только страшно далеко у самого горизонта сквозь пелену дождя еще светилась последняя позолоченная полоска леса (Пауст.). 6. И там где к воде прикасался луч вспыхивала звезда. И значит уже не бывать беде и значит ненастье ушло… Не только людям даже воде необходимо тепло (Сер.). 7. Поэты много об орлах в стихах пишут и всегда с похвалой. (С.-Щ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Пунктуация при союзе как”.

 

1. И он [подсолнух] передо мной возник как солнца дальнего двойник за пыльной изгородью сада (Шефн.). 2. Но северный город как призрак туманный мы люди проходим как тени во сне. Лишь ты сквозь века неизменный венчанный с рукою простертой летишь на коне (Бр.). 3. Во все эти глухие места где как любили выражаться авторы романов о приключениях на суше и на море “редко ступала нога человека” мальчишек приводило неистовое воображение и любопытство (Пауст.). 4. До сих пор она жила как во сне (С.-1Ц.). 5. Вера Павловна постоянно была в мастерской и уже они успели узнать ее очень близко как женщину расчетливую осмотрительную рассудительную (Чер.). 6. Как телеграмма летит земля ровным звоном звенят поля (Тих.).

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте рассуждение К. Паустовского о книгах (см. предложение № 6). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

 

1. Урбенин и поляк как люди тяжелые предпочли подождать нас внизу на дороге (Ч.). 2. Стволы их покрыты темно-красной корой которая как всегда бывает у сосен как бы потрескалась благодаря чему видно как она могуча и толста (Сол.). 3. Он как огня боялся фамильярности и держал себя очень сухо (Чер.). 4. И встанет день как дым стеной (Тих.). 5. Так же как у человека есть у каждого дома свое выражение свой взгляд свой характер (Сол.). 6. Многие книги существуют для нас как явление литературы. Но есть и другие правда очень редкие книги они живут в сознании как события нашей жизни... Мы ощущаем их не как книги а как большие невыдуманные проявления жизни так же как ощущаем любовь разлуку ежедневный труд. ( Пауст.). 7. Каждый день предстает предо мною как праздник нежданный. (Шефн.).

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте строки из стихотворения В. Брюсова (см. предложение №7). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

 

1. Биение его трепетного и страстного сердца сердца Горького ощущалось всеми нами в искусстве как непотухающий жар (Ф.). 2. И вот опять вошел он (Бабушкин) в сад заставы как прежде молод и как прежде прост пусть не живой а памятником славы (Г. Н.). 3. А в жизни помню отзывался ротный о нем как о сознательном бойце (Вин.). 4. Как руку правую коня как глаз во лбу берег от вора мора и огня Никита Моргунок (Те). 5. Об этих походах по озеру так же как и об охоте Алеша возвращаясь домой предпочитал не распространяться (Соб.). 6. Нет двух одинаковых изб во всей деревне как нет в ней двух одинаковых лиц (Сол.). 7. Эта песнь как говор грома над равниной в облаках (Бр.).

 

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте рассуждение К. Паустовского о чувстве Родины (см. предложение №7). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

 

1. Она была необходима ему как воздух (Кетл.). 2. Улица была как буря (Бр.). 3. В синем дымке увидел ты как металл умирал в огне как белели в чаду кресты на горячей черной броне (Сур.). 4. Валерия не скоро заснула кровь ее тихо и томно волновалась и в голове слегка звенело от странного того вина как она полагала а может быть и от рассказов Муция от его игры на скрипке (Т.). 5. Его не занимал вопрос о том как произошел мир именно потому что вопрос о том как получше жить в нем всегда стоял перед ним (Л. Т.). 6. Тут он сел в кресло перед письменным столом и прежде чем взяться за перо минуты три думал о чем-то заслонив глаза рукою как от солнца (Ч.). 7. Я ощутил Среднюю Россию как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки (Пауст.). 8. Не нравилось ему также и то что она беспрестанно говорила о самой себе с чувством доверяя ему самые мелкие подробности своей жизни но как человек вежливый он нисколько не обнаруживал ощущений своих. (Т.).

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Употребление тире”.

I. Вы мать вам одним известно как с нами вашими детьми поступать. Заслужили мы вы наградите нас провинились накажите. Наше дело повиноваться а не критиковать (С.-Щ.). 2. Стрелять без точной наводки значило свести на нет весь тщательно подготовленный обстрел (Саб.). 3. Стали хлеб убирать в поле песни огни (Ник.). 4. Весна время планов и предположений (Л. Т.). 5. И бежит на шум рыбка смелая стоит бредень взять будешь с ужином. Отдохнуть прилег спишь под музыку в богатырском сне видишь праздники (Лик.). 6. В общем оправдывалось привычное рагозинское правило решать все немедленно но не торопиться (Ф.). 7. Ни горы ни долы ни леса ни болота все ему нипочем (С.-Щ.). 8. Налетавший от времени до времени ветер свергал с деревьев еще и другой ливень целый поток брызг (Бун.).

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте рассуждение К. Паустовского о долге художника (см. предложение №7). Напишите своё небольшое рассуждение на эту тему.

1. Где вы служите Я служу в девятнадцатом черноморском экипаже во флоте А Вы моряк (Т.). 2. Освещалось только его широкое лицо склоненное над колонкой, где трепетала душа корабля черная стрелка компаса (А. Т.). 3. Земля внизу казалась морем а горы громадными окаменевшими волнами (Аре). 4. Стоял конец декабря самые короткие дни в году (Ищет.). 5. Миг и опять все потонет во мраке и грома удары грянут как выстрелы страшных орудий (С. Н.). 6. Может полмира придется пройти девушку эту ты должен найти. Богата она не добром в сундуках счастье твое у нее в руках (Щип.). 7. Ван-Гог считал что дело художника противостоять страданию всеми силами всем талантом (Пауст.). 8. Никто не провожал Петрова. Он не оставлял здесь ни друзей ни воспоминаний ничего кроме ощущения своей остановившейся жизни (Пауст.).

 

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Перечитайте строки из стихотворения И. Бунина (см. предложение №1). Напишите сочинение-миниатюру на тему “Ассоциации из детства”.

 

1. Чем жарче день тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск повсюду яркий свет песок как шелк... Прильну к сосне корявой и чувствую мне только десять лет а ствол гигант тяжелый величавый (Бун.). 2. Грушницкий не вынес этого удара как все мальчики он имеет претензию быть стариком (Л.). 3. Зрелость пришла и сказала мне Не туда глядишь не туда Я выпрямился и увидал в вышине горит большая звезда (Сур.). 4. Пароход не мог идти дальше за туманом не было видно ни бакенов ни перевальных огней (Пауст.). 5. Дождь шумел повсюду и по крыше и вокруг дома и в саду (Бун.).

 

 

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Употребление двоеточия

 

1. Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо вокруг сиял сад своей снежной белизной соловей уже чуя предвечерний холодок четко и сильно со всей сладостью соловьиного самозабвения щелкал в свежей зелени дальних кустов и кровь отлила от его лица (Бун). 2. А густота и высота зарослей вокруг озерца заставляли думать что в них непременно скрывается что-нибудь до сих пор не виданное или стрекоза с красными крыльями или синяя божья коровка в белую крапинку или ядовитый цветок лоха с полным сочным стволом толщиной в человеческую руку (Пауст.). 3. Невольно кажется что к Кипренскому относятся две позабытые пушкинские строчки начало неоконченных стихов Скажи мне ночь зачем твой тихий мрак мне радостней... (Пауст.) 4. Ты видишь сам всегда хорош наш город весной же он особенно хорош (Кеж.). 5. Но нынче она была совсем другая в выражении лица ее было что-то новое сдержанное застенчивое и как показалось Нехлюдову недоброжелательное к нему (Л. Т.).

 

 

 

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

3. Напишите учебную статью “Сочетание знаков препинания”.

 

I. Блеск красок свет то багровый то золотой то синий шумное отчаяние режиссера и художника их постоянные стычки запах олифы звуки оркестра тут же разучивающего музыкальные куски все это нравилось Анфисе (Пауст.). 2. Тогда я еще не знал что писательство это труд тяжкий и расточительный что даже одна-единственная крупица правды утаенная писателем от людей преступление перед собственной совестью за которое он неизбежно ответит (Пауст.). 3. Хорошо я так и скажу ей. Вы не думайте что я влюблен в нее продолжал он. Я люблю ее как прекрасного редкого много страдавшего человека (Л. Т.). 4. Но и этот огонь и эта вода и тишина эта и буря и все что есть в природе и чего мы даже не знаем все входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир (Пришв.). 5. И провожавшая ее с вещами Аннушка и Петр клавший вещи в коляску и кучер очевидно недовольный все были противны ей и раздражали ее своими словами и движениями (Л. Т.). 6. Святейший отец сказал Петр с приличным гневом у Натальи Кирилловны изумленно поднялись брови горько что нет между нами единогласия (А. Т.).