Дидактические материалы Синтаксис
Дидактические материалы Синтаксис

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА

Тест 1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Тест 2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Тест 3. Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!

А. Сообщение. Б. Вопрос. В. Побуждение.

Тест 4. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

Тест 5. Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

Тест 6. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Я плавать не мастак.
В. Садись ко мне на спину.
4. Журка в воду — и поплыл через море.

А. Распространённое. Б. Нераспространённое.

Тест 7. Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

2. Съешь ли ты меня?

3. Чем же. ты. провинился?

А. Интонация. Б. Вопросительное слово — местоимение. В. Вопросительное слово — частица.

Тест 8. Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...  (А. Враги. Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море?  ( А. Ветры и море. Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной?  ( А. Ветер. Б. Ты.)

Тест 9. Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Тест 10. Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник?  (А. Кто. Б. Путник.)

2. Их круг тесней уж становился ( А. Становился. Б. Становился тесней.)

Тест 11. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. «Да ты (?) ленивец», отвечал король.

3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

Тест 12. Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме
местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Тест 13. Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между

подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Тест 14. Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное  глагол 

1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.

2. Двум обманщикам отвели большую комнату.

3. Оба министра ни в чём не сознались.

Тест 15. Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.

А. Запятая ставится. Б. Запятая не ставится.

Тест 16. Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при

однородных членах с обобщающим словом.

1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.

2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.

Тест 17. Определите предложение с обращением.

1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.

Тест 18. Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1. Кто волны, вас остановил?

2. Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться!

Тест 19. Найдите «4-е лишнее».

1. Итак. 2. Хоть бы.

3. Видимо. 4. Кажется.

Тест 20. Вставьте в предложение подходящее по смыслу вводное слово.

.... это был умный гусь; после каждой длинной тирады он всякий раз удивлённо пятился назад и
делал вид, что восхищается своей речью
.

1. По-видимому. 2. Во-вторых. 3. По-моему.

Тест 21. Определите тип предложения и знаки препинания в нём.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, звёздочка и в окнах домов замелькали огоньки.

1. Простое, запятая перед и не ставится.

2. Сложносочинённое, запятая перед и ставится.

Тест 22. Определите предложение, соответствующее схеме.

 X 1 2

[___ ___ ___ ___  ], и  [ ] 

 X

1. Опять отворилась дверь и вошёл хозяин со свечой.

2. Кот покорно лёг на свой матрасик и закрыл глаза.
Тест 23. Найдите «4-е лишнее».

1. Хотя. 2. Однако.

3. Оттого что. 4. Когда.

Тест 24. Определите необходимость постановки запятой в предложениях.

1. Большие тёмные глаза на бледном лице как звёзды.

2. Как только солнце за лесом спрячется выходит на дорогу девушка.

А. Запятая ставится в сложноподчинённом предложении (как — союз).
Б. Запятая не ставится в простом предложении (как — часть сказуемого).

Тест 25. Укажите правильную схему постановки знаков препинания при прямой речи.

1. «П? — а». 2. «П? — А» 3. «П?» — а.

 

 

 

 

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

Тест 1. В каких, словах предложения количество букв и звуков не одинаковое?

Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

1. Съела, наелась, много. 2. Только, еды.

Тест 2. Укажите слово из 6 звуков.

1. Тополь. 2. Берёза. 3. Ясень.

Тест 3. Укажите слово из 6 звуков.

1. Площадь. 2. Расчёт. 3. Братца.

Тест 4. В каком слове безударный звук [а]?

1. Часы. 2. Дозор.

Тест 5. Одинаково ли количество звуков в парах?

Суд — суть, молоть — молот.

1. Да. 2. Нет.

Тест 6. Какое слово затранскрибировано?
[п а л а с к а т'] (малыша).

1. Поласкать. 2. Полоскать.

Тест 7. Одинакова ли транскрипция у глаголов в словосочетаниях?

Разрядить ружьё, разредить лук на грядке.

1. Да: [р а з р' и д' и т']. 2. Нет: а з р* а д* и т'] и [ р а з р' и д' и т'].

Тест 8. Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога .

1. Да. 2. Нет.

Тест 9. Определите ряд слов с неправильным ударением.

 / / / / / / / / 

1. Баловать, занята, щавель, статуя. 2. Каталог, начал, ждала, договор.

Тест 10. Какой звук — [и] или [ы] — слышится в словах?

Циркуль, цинга, жир.

1. [и]. 2. [ы].

Тест 11. Правильно или неправильно затранскрибировано слово пишет? [пишит].

1. Да, правильно. 2. Нет: [п,и ш ы т]. 3. Нет: [п, и ш э т].

Тест 12. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

1. [п, и ч, й о т]. 2. [п, и ч, э т]. 3. [п, и ч, о т].

Тест 13. Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах.

1. [ж]: [ш] = [ч']: [?] (А. [щ']. Б. [ц].)

2. [г]: [к] - [?]: [т] = [з]: [с] (А. [д']. Б. [д].)

Тест 14. Что происходит со звуком [с] в словах?

1. Листик. 2. Растянуть.

А. Обязательное смягчение.

Б. Смягчение возможно, но не обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОРФЕМИКА

Тест 1. Какая основа в слове пригодиться?

1. Пригодить 2. Пригодии 3. Пригоди - ся

Тест 2. Укажите слова, не имеющие окончаний.
Пламя высоко; ревмя реветь.

1. Пламя. 2. Ревмя. 3. Высоко.

Тест 3. Слова каких частей речи не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам,
родам и т. п.?

1. Глагол. 2. Имя числительное. 3. Наречие.

Тест 4. Укажите слово с нулевым окончанием.

1. Озноб. 2. Над. 3. Наугад.

Тест 5. Какое утверждение правильно?

1. В словах сам, шрам, там нулевое окончание.

2. В словах сам, шрам, там нет окончания.

3. В словах сам, шрам (склоняемых) нулевое окончание, а несклоняемое наречие там его не имеет.

4. В словах сам, шрам, там окончание одинаковое -ам.

Тест 6. В каком слове -ей является окончанием?

1. Ручей. 2. Ножей. 3. Воробей.

Тест 7. В каких словоформах -ой входит в состав основы?

1. Конвой. 2. Живой. 3. Отвагой.

Тест 8. Какие слова являются однокоренными?

1. Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий.

2. Краса, красивый, краска, украшение, красильня.

Тест 9. Какие слова имеет приставку?

1. Доблесть, 2. Довезти. 3. Высота. 4. Выстрел.

Тест 10. Какую приставку имеют слова?

1. Отапливать, отоварить, отощать. (А. От-. Б. О-.)

2. Подарок, подать, поделить. (А. По-. Б. Под-.)

Тест 11. Одинакова ли приставка в словах?

Надавить, надоить, нашить.
1. Да. 2. Нет.

Тест 12. Какое слово соответствует схеме?

А+–

 

 


 1. Ленивица. 2. Львица.

 

Тест 13. Какие приставки имеют значение высшей степени качества, проявления признака?

1. При-, над-.  2. Пре-, сверх-.

Тест 14. Какое слово и какой суффикс соответствуют выражению следующих лексических значений?

1. Заботящийся о своём доме, материальном благополучии, достатке.

А. Домашний (-ашн-). Б. Домовитый (-овит-). В. Домовой (-ое-).

2. Обладающий сильным звонким голосом. А. Голосистый (-ист-). Б. Голосовой (-ое-).

Тест 15. Укажите слово, в котором корень никогда не выступает без суффикса или окончания.

1. Багряный. 2. Газетчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное

Тест 1. Определите существительное, обозначающее действие как предмет.

1. Теннис. 2. Прыжок.

Тест 2. Отличаются ли по лексическому значению глагол и существительное?

1. Изображать яблоко — изображение яблока. 2. Представлять себе — цирковое представление.

А. Да. Б. Нет.

Тест 3. Найдите «3-е лишнее».

1. А. Город. Б. Кострома. В. М. И. Кутузов.

2. А. Журнал. Б. Письмо. В. Марс.

Тест 4. Нужны ли кавычки в словосочетаниях?

1. Улица Новоалексеевская, Кутузовский проспект.

2. Станция метро Новогиреево, былина Илья Муромец и Соловей-разбойник.

А. Да. Б. Нет.

Тест 5. Если ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в какой цепочке слов эти имена существительные?

1. Каталог, Замоскворечье, конь. 2. Рояль, мебель, вуаль.

Тест 6. Укажите имена существительные 3-го склонения.

1. Память, часть, соль. 2. С матерью, от любви, без боли.

Тест 7. Если к 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями
или -я, то в какой цепочке слов эти имена существительные?

1. В толпе, с дядей, от папы. 2. Без лошади, от матери, около площади.

Тест 8. Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1. Невежество, легкомыслие, певучесть. 2. Кактус, ромашка, пальма.

3. Устройство, утверждение, соглашение.

Тест 9. Какую форму имеют собирательные имена существительные?

1. Форму только единственного числа. 2. Форму только множественного числа.

Тест 10. Существительное белила имеет форму только множественного числа, так как... Выберите объяснение.

1. Является отвлечённым. 2. Является вещественным.

Тест 11. Укажите разносклоняемые существительные

1. Под зданием. 2. Со временем. 3. Над пламенем.

Тест 12. Одинаков ли падеж в словосочетаниях завернуть в бумагу и уехать в Англию у имён существительных?

1. Да. 2. Нет.

Тест 13. Какого рода несклоняемые существительные?

Эскимо, кенгуру, какаду, авеню, Дели.

1. Несклоняемые разного рода. 2. Несклоняемые мужского рода.

Тест 14. Трудяга — кто он: он или она ?

1. Женский род. 2. Мужской род. 3. Общий род.

Тест 15. Выберите предложение с именем существительным общего рода.

1. Сосед открывает калитку в свой сад. 2. Саша ходит в шестой класс.

Тест 16. Выберите правильную форму существительных множественного числа родительного падежа.

1. Падежов, телёнков.

2. Падежей, телят.

Тест 17. Определите способ образования существительных.

1. Бездорожье. А. Приставочный. Б. Приставочно-суффиксальный.

2. Десятиклассник. А. Сложение основ. Б. Сложение основ и суффиксация.

Тест 18. Определите слово с соединительной гласной.

1. Метромост. 2. Мостоотряд. 3. Мать-и-мачеха.

Тест 19. Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби.

1. Да. 2. Нет.

Тест 20. Суффикс -чик- пишется после согласных:

1.Д,т,з,с,н. 2.Д,т,з,с,ж.

Тест 21. Вставьте пропущенные буквы.

Сма..ик, обра..ик. 1. -зч-. 2. -щ-.

Тест 22. Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик- надо поставить ь.

1. Заговор.щик. 2. Угон..щик. 3. Угол..щик.

Тест 23. Определите ряд слов с суффиксом -инк-.

1. Диков..нка, смород.нка, трещ..нка. 2. Спал..нка, череш..нка, паш.нка.

Тест 24. Определите ряд слов с суффиксом -ец-.

1. Кресл..це, плать..це, здоровь..це. 2.Пальт..цо, письм..цо,ружъ..цо.

Тест 25. Выберите суффиксы.

Сем..чко, Вал.чка, мелън..чка. 1. -ечк-, -ечк-, -ичк-. 2. Во всех случаях -ечк-.

Тест 26. Выберите окончания.

Бородищ.., скучищ.., ножищ.. . 1. -е. 2. -а.

Тест 27. Выберите окончания.

1. Одряхлеть от старост.. . 2. Приказ по арми.. . 3. Ветка в ине.. .

А.-и. Б.-е.

Тест 28. Правописание окончаний имён существительных зависит от:

1. Типа склонения. 2. Падежа. 3. Падежа и типа склонения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКСИКА

Тест 1. Выберите слово, лексическое значение которого — состояние.

1. Бесконечность.  2. Усталость. 3. Словесность.

Тест 2. Выберите слово, лексическое значение которого — действие, процесс.

1. Растение. 2. Стремление.

Тест 3. Три слова в этом предложении называют... Что?

Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звездами .

1. Действие. 2. Признак. 3. Состояние.

Тест 4. Если слова могут объединяться в тематические группы, называя круг близких явлений, предметов, действий, то какое слово «лишнее»?

1. Коньки.  2. Сосульки. 3. Плавать.  4. Снегурочка.

Тест 5. Каким словом можно заменить выделенное слово?

В накалённой Туркмении... археологи извлекали из праха множество глиняных остраконов.
На их поверхности были обнаружены намазанные краской черты, таинственных знаков. О чём говорят эти письмена?

1. Дощечек. 2. Черепков.

Тест 6. Одинаково ли лексическое значение слова дом в следующих парах предложений?

1. Мне жалко, что теперь зима и комаров не слышно в доме. — Наши семьи дружат домами.

2. Вот моя деревня, вот мой дом родной. — ... И вдруг перед собою с холма господский видит дом.

А. Да. Б. Нет.

Тест 7. Укажите слово, имеющее прямое значение.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.

1. Луна. 2. Льёт. 

Тест 8. Определите слово, имеющее омоним.

1. Стекло. 2. Стена.

Тест 9. Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи.

1. Блестеть, сиять, светить. 2. Печаль, кручина.  3. Давно, когда-то, некогда.

Тест 10. Сколько слов в предложении имеют переносное значение?

Перо его местию дышит...

1. Перо. 2. Перо, дышит.

Тест 11. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются.

Противотанковая мина — насмешливая мина.

1. Многозначные слова. 2. Омонимы.

Тест 12. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются.

Преступить закон — приступить к делу.

1. Антонимы. 2. Синонимы. 3. Омонимы.

Тест 13. Какие слова использованы в предложении?

Это была не просто тишина, а безмолвие окружающей природы.

1. Синонимы. 2. Антонимы.