Каким должен быть современный урок

Об уроке написано множество книг и статей, научных трудов.
Меняются цели, задачи, содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии и что нельзя развиваться, ничего не меняя, в том числе и в себе, что наша школа по разным причинам, зависящим или независящим от нас, отстает от развития общества, а должна бы опережать, или, по крайней мере, идти в ногу с ним, потому что её воспитанники, ученики, вступят в самостоятельную жизнь уже совсем скоро…
Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке.


ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

(методические рекомендации)

ТРИЕДИНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА

Образовательная:
вооружить учащихся системой знаний, уме¬ний и навыков.

Воспитательная:
формировать у учащихся научное мировоз¬зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая:
при обучении развивать у учащихся познава¬тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познаватель¬ные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой - постановка целей обучения перед учащимися (на мотивационном уровне) - определение значимости изучаемого мате¬риала как в данной теме, так и во всем курсе.

3. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

4. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

5. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

6. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности
ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

7. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.




ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учет особенностей учащихся класса:
• уровень класса;
• отношение учащихся к предмету;
• темп работы класса;
• сформированность ЗУН;
• отношение к разным видам учебной деятельности;
• отношение к разным формам учебной работы, в том числе к традиционным;
• общая дисциплина учащихся.
2. Учет индивидуальных особенностей:
• тип нервной системы;
• коммуникативность;
• эмоциональность;
• управление восприятием нового материала учащихся;
• умение преодолеть плохое настроение;
• уверенность в своих знаниях, умениях;
• умение импровизировать;
• умение пользоваться различными средствами обучения, в
том числе ТСО и ЭВТ.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное прове¬дение урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе; выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задач, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив его как целостное явление.
Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не возму¬щаться незнанием или непониманием учениками учебного материала. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку на¬до искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования учителя к выполнению задания.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства учеников.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА
И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
7. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
9. Проверка оборудования и ТСО.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Определение оптимального объема и форм самостоятель¬ной работы учащихся на уроке.
12. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. Определение объема и форм домашнего задания.
13. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности.
14. Продумывание форм подведения итогов урока.
15. Запись плана урока в соответствии с требованиями.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

► Тема урока:

• дидактическая цель и задачи урока;
• тип, структура урока;
• общие методы, приемы работы учителя и учеников;
• средства наглядности, источники информации, ТСО.
► Повторение опорных знаний:

• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
• формы контроля за работой класса и отдельных учащихся.
► Усвоение новых знаний:

• новые понятия, законы и способы их усвоения;
• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на¬значение);
• проблемные и информационные вопросы;
• варианты решения проблемы;
• варианты закрепления изученного материала.
► Формирование умений и навыков:

• конкретные умения и навыки для отработки;
• виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
• способы «обратной» связи с учащимися;
• фамилии учащихся, которые будут опрошены.
► Домашнее задание:

• что повторить и приготовить к уроку;
• творческая самостоятельная работа;
• объем и время выполнения домашнего задания.
► Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

• мысленное воспроизведение основных этапов урока;
• воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
• стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Способствуют успеху урока:
• хорошее знание материала;
• продуманный план урока;
• чувство раскованности, свободы на уроке;
• правильный выбор методов обучения;
• разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения;
• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
• рыхлая композиция урока;
• скованность движений;
▪ неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
▪ однообразие методов обучения;
▪ бесстрастный рассказ учителя;
▪монотонность и сухость при изложении нового материала отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Форма не должна превалировать над содержанием
(урок должен обучать).
Формы и методы должны опираться на цели урока и на особенности детей.
Любой метод прогрессивный, если он дает оптимальные результаты.



Методические требования к современному уроку.
☻ Стремление учителя самостоятеьно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.
☻ Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей; обязательная
опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.
☻ Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть, прежде всего - личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.
☻ Знание каждым учителем типологии уроков и обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.
☻ Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уродит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет знания и сути того, что должны изучить дети.
☻ Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей уча¬щихся, учет особенностей, интересов, склонностей, и их запросов.
☻ Стремление к формулированию так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.
☻ Специально спланированная, продуманная деятельность учителя по обеспечению не
только учебной, но и воспитательной функции урока.
☻ Комплексное планирование задач по трем группам:
1. Педагогические цели: обучение, воспитание, развитие и социализация лично¬сти (креативные, оздоровительные, развивающие);
П. Цели развития образовательного процесса: диаг¬ностические, познавательные, исследовательские.
Ш. Цели саморазвития учителя:
а) профессионального;
б) личностного.
☻ Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то
есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
Формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
☻ Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
☻ Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
☻ Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего — к человеку понимающему и деятельному.
☻ Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.
☻ Обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
☻ Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцирован¬ное применение к разным классам или группам учащихся.
☻ Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания разных форм.
☻ Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
☻ Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
☻ Продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них устойчивой мотивации к по¬знанию.
☻ Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.
☻ Обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.)
☻ Органичное, корректное и целесообразное включение компьютеров в педагогические
технологии на уроках по разным предметам.
☻ По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, опережающего продвижения третьими.
☻ Знание учителем психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
☻ Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.
☻ Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.
☻ Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
☻ Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.
☻ Выбор учителем оптимального для конкретного урока рационального соотношения интел¬лектуального и эмоционального поля в работе с детьми.
☻ Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагоги¬ческой техники, исполнительского мастерства.
☻ Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку (импровизация).
☻ Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
☻ Самооценка работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем макси¬мально возможных для конкретного ребенка результатов.



Cписок использованной литературы:

1. С.В. Кульневич «Современный урок», Изд-во «Учитель», 2005г.
2. С.С. Татарченкова «Организация методической работы в современной школе», Изд–во «Каро», 2007г.
3. М.М. Поташник, М.В. Левит, «Как подготовить и провести современный урок», Москва, 2003г.
4. С.В. Кульневич «Анализ современного урока», Изд-во «Учитель», 1999г.
5. С.В. Кульневич «Современный урок», Изд-во «Учитель», 2004г.