Социальный педагог в системе образования.

Социальный педагог в системе образования. Содержание работы.

Поддерживает, обнадеживает и стимулирует людей, взаимо­действующих с ребенком на развитие их способностей, знаний, умений.

Цель: организация профилактической, социально-значимой дея­тельности детей и взрослых в социуме и работы по укреплению и развитию семьи как незаменимого социального института форми­рования личности.

Задачи:

1. Создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей и задатков личности.

2. Поддержание и стимулирование людей на развитие их способностей, знаний и умений.

3. Обеспечение превентивной профилактики различного рода негативных явлений.

4. Обеспечение педагогического компонента в общей межве­домственной системе социальных служб.

Функции:

1. Диагностическая (изучает медико-психологические и возраст­ные особенности человека, особенности микросоциума, в котором он живет, позитивные и негативные влияния этого микросоциума на человека).

2. Образовательно-воспитательная (обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых).

3. Организационно-коммуникативная (налаживает взаимодейст­вие между различными службами в их социальной работе с детьми и семьями).

4. Прогностическая (предупредительно-профилактическая, со­циально-терапевтическая). Организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся.

5. Охранно-защитная (обеспечивает защиту прав патронируемых детей и взрослых).

6. Организаторская. Социотерапия - работа с внешними усло­виями, вызывающими неблагополучие личности.

 

Примерный перечень должностных обязанностей социального педагога в учреждении образования

К обязанностям социального педагога относятся:

— способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей — с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

— умение влиять на общение, отношения Между людьми, на ситуацию в микросоциуме;

— умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции;

—защита интересов детей, оказание им помощи, посредничество между личностью и коллективом, семьей, средой, органами власти, специалистами, выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой помощи;

— изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы и организация работы по одному из направлений:

- образовательному,

- воспитательно-профилактическому;

- спортивно-оздоровительному,

- технического или художественного творчества;

— изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, предупреждение конфликтных ситуаций и отклонений в поведении;

— принятие мер по созданию безопасной и комфортной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья детей, профилактике детского бытового и дорожно-транспортного травматизма, пропаганда здорового образа жизни;

— оказание помощи родителям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния, выявление семей социального риска;

— взаимодействие с педагогическими и медицинскими работниками, специалистами социальных служб, органами опеки и попечительства, службами занятости, правоохранительными органами;

— участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.

 

Деятельность социального педагога

Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения.

Между тем, проблемы молодежи, требуют пристального внимания. Потому в общеобразовательных школах появился социальный педагог, на плечи которого легло много сложных проблем.

Перед ним стоят задачи:

- создание и развитие социально-педагогической базы для воспи­тания и развития детей по месту проживания семей;

- оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педа­гогическом изучении детей;

- организация коррекционной работы с детьми, входящими в группу риска;

- организация досуга;

- вовлечение в деятельность школы шефов и т.д.

 

Направления работы социального педагога:

- работа с детьми «группы риска»;

- профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;

- профилактика бродяжничества;

- работа с детьми-сиротами;

- работа с детьми, находящимися под опекой;

-работа с неполными семьями;

- работа с детьми, родители которых алкоголики;

- работа с детьми-активистами;

- работа с детьми-инвалидами и т.д.

 

Принципы социальной работы

1. Личностный подход к ребенку.

2. Оптимистическая вера в ребенка.

3. Объективный подход к ребенку.

4. Коммуникативность.

 

Социальные роли

1. Посредник.

2. Защитник.

3. Организатор и др.

 

Профессиональные обязанности

1. Профилактика негативных явлений в социуме.

2. Профилактика отклонений в поведении людей, в их общении.

3. Оказание конкретной помощи.

4. Посредничество между личностью, обществом и государственными структурами.

 

Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами

1. Алкоголизм.

2.Наркомания. 3.Табакокурение.

4.Социальная депрессия.

5 .Бродяжничество.

6. Безработица.

7. Инвалидность.

8.Вынужденная миграция.

9.Стхийные бедствия.

10. Душевные потрясения.

11 Социальная дезадаптация.

 

Функции социального педагога

1. Диагностическая.

2. Прогностическая и экспертная.

3. Организаторская.

4. Организационно-коммуникативная.

5. Посредническая.

6. Образовательно-воспитательная.

7. Социально-защитная.

 

Основные направления деятельности

1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.

2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

3. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций.

4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

5. Групповое и индивидуальное консультирование детей и их родителей до вопросам воспитания детей в семье, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

6. Помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми.